Минэкономразвития РФ и губернаторам Крайнего Севера не удалось найти общий язык

Правительство РФ вместе с представителями северных регионов России и учеными готовит концепцию закона «Об основах государственной политики в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях». В документе будут определены основные принципы государственной поддержки северных территорий. Рабочая группа завершит работу в апреле, в мае концепция «северного закона» будет рассмотрена на заседании президиума Госсовета с участием президента России. Итоги этого рассмотрения определят судьбу Крайнего Севера на ближайшие десятилетия.

 Участники рабочей группы фактически разделились на два лагеря. Это представители Минэкономразвития России и губернаторы северных регионов. Министерство выступает за системные реформы в экономике Крайнего Севера. Системное реформирование, по мысли чиновников, вполне соответствует принципам ограничения участия государства в регулировании экономики. Губернаторы же фактически просят обратного. Они предлагают вариант регулирования, основанный «на активном и целенаправленном воздействии государства на главнейшие социально-экономические процессы развития северных территорий». Отказ от него, по мнению губернаторов, может привести к значительному ухудшению уровня жизни, разрушению экономики и социальной инфраструктуры северных регионов.

 С 1999 года система господдержки северного завоза все больше централизуется, средства специальных фондов аккумулируются в Фонде финансовой поддержки регионов (ФФПР) и выделяются через казначейства в виде целевых трансфертов. Северный завоз — одно из главных спорных положений концепции. Сразу после начала реформ 1992 года государство просто выдавало целевые кредиты регионам и для привлечения поставщиков компенсировало им налог на прибыль. С 1994 по 1998 год государственная поддержка оказывалась через специально созданные для этих целей федеральный и региональные фонды в виде целевых трансфертов. В результате неконтролируемой протекционистской политики регионы к 1996 году задолжали центру 8,9 млрд рублей, которые позже были переданы им «в пользование», а фактически списаны.

 Основной недостаток системы господдержки северного завоза, по мнению губернаторов, — недофинансирование. Как говорится в проекте концепции, «существующая практика создала угрозу экономической и геополитической безопасности России в азиатских регионах Севера. Распределение заказов на основе тендеров приводит к тому, что около 3/4 продуктов на Север завозится небольшими транспортными компаниями, которые выбираются местными властями. Многие из них не имеют ни флота, ни средств, чтобы выполнить заказ. Власти северных регионов предлагают увеличить размер средств, выделяемых из госбюджета, и централизовать завоз, отдав его без тендеров двум-трем крупным компаниям, имеющим ресурсную базу и транспорт. В качестве возможных кандидатов называют «Роснефть», «Норильский никель», «ЛУКОЙЛ». Однако, по мнению Минэкономразвития, усиление прямой поддержки северных регионов из центра означало бы снижение ответственности самих губернаторов. Несмотря на заявления руководителей регионов, на Севере сегодня уже не замерзают и не голодают. Поэтому в Минэкономразвития считают, что механизм тендера для выбора поставщиков соответствует реальному положению дел и введен для того, чтобы губернаторы могли найти поставщиков и перевозчиков по более низким ценам, руководствуясь спросом и предложением. Как признаются сами участники рабочей группы по разработке концепции, споры вызывает практически каждый из разделов документа. Это и переселение пенсионеров на материк, и возрождение Северного морского пути, и изменение идеологии межбюджетных отношений. На одном из последних заседаний губернаторы и чиновники Минэкономразвития договорились представить Госсовету несогласованные варианты концепции. Окончательное решение о степени и содержании государственной поддержки северных регионов, очевидно, будет приниматься на самом высоком уровне. Минэкономразвития и «северным» губернаторам не удалось найти общий язык.

 Леонид Драчевский, полномочный представитель Президента РФ в Сибирском федеральном округе, считает что развитие регионов Крайнего Севера должно осуществляться, прежде всего, на основе освоения новых месторождений, в том числе и с использованием вахтового метода. Параллельно с этим должно идти отселение населения из районов, утративших свой экономический потенциал, причем эта работа должна происходить на основе планомерного государственного регулирования.

 Валентина Пивненко, председатель комитета Государственной Думы РФ по проблемам Севера и Дальнего Востока заявила: — «Я считаю, что порядок с северным завозом можно наводить, прежде всего, через бюджет. Деньги должны перечисляться не в общей сумме трансфертов фонда финансовой поддержки, а отдельной строкой, чтобы было видно, на какие цели они направляются, и чтобы было проще их контролировать. Отчетность об использовании финансовых средств при оплате за топливо, другие товары, идущие по строке «северный завоз», должна быть опубликована в СМИ. Чтобы мы могли видеть, что, сколько стоит и по каким ценам закупается».

«ВолгаИнформ»

Куратор Олег Артюков
Олег Артюков — журналист, обозреватель отдела политики Правды.Ру *
Обсудить