Молчание ягнят

На прошлой неделе в Мосгорсуде возобновился процесс над бывшим начальником отдела службы безопасности «ЮКОСа» Алексеем Пичугиным . Процесс этот обещает быть достаточно сенсационным: Пичугин и пять его подельников обвиняются в совершении ряда убийств, совершенных, выражаясь политкорректно, в корпоративных интересах. Дело состоит из 80 томов, общее число свидетелей защиты и обвинения составляет около тысячи человек. Процесс, по прогнозам адвокатов, займет не менее трех месяцев.

Разумеется, сам Пичугин – в прошлом сотрудник КГБ СССР – собственноручно никого не убивал. Обвинение исходит из того, что он лишь разрабатывал схемы конкретных операций и обеспечивал их проведение. Непосредственно ликвидациями занимались киллеры рангом пониже.

Директора ТОО «Феникс» Валентину Корнееву застрелили на лестничной площадке у двери ее собственной квартиры, на глазах у мужа. Вина Корнеевой перед «ЮКОСом», а точнее, перед купившим нефтяную компанию банком «МЕНАТЕП», заключалась в том, что хозяйка «Феникса» наотрез отказывалась продать банку помещение своего магазина «Чай» в доме №8 на улице Покровка. Ходорковский и Невзлин предложили Корнеевой $400 тысяч отступных. Предпринимательница не соглашалась уступить «Чай» меньше чем за $600 тысяч. Убийство помогло владельцам «МЕНАТЕПа» сэкономить почти $200 тысяч: киллеры Владимир Шапиро и Михаил Овсянников получили за «труды» 5 тысяч долларов США и автомобиль «Hyundai Galloper».

Бывшего милиционера Шапиро и его подельника Овсянникова нашел в Тамбове глава тамошнего филиала ЮКОСа и приятель Алексея Пичугина Сергей Горин. Следователи считают, что он занимался непосредственным подбором кадров для решения поставленных перед ним Пичугиным задач. Однако в 2002 г. Горин по каким-то причинам начал шантажировать приятеля, на которого собрал немало компромата. За это сам Горин и его жена поплатились с жизнью: по приказу Пичугина супругов похитили и убили.

Главу компании «Ист-Петролеум» Евгения Рыбина киллеры «ЮКОСа» пытались убить не один раз. Но господин Рыбин явно родился в рубашке. Из машины, которая везла его на дачу, он вышел за несколько минут до того, как ее обстреляли из гранатомета. Уехал в командировку как раз в тот момент, когда напротив дома его родителей оборудовал свою лежку снайпер. Еще одно покушение на его жизнь не увенчалось успехом по совершенно фантастической причине: стреляя, киллер... споткнулся, и пули ушли в сторону. Евгений Рыбин обвиняет в покушениях на свою жизнь высшее руководство «ЮКОСа». Дело не только в том, что Ходорковский и Ко «кинули» компанию Евгения Рыбина на 100 миллионов (дело «Томскнефти»). Куда опаснее для хозяев нефтяной империи было то, что юристы Рыбина досконально изучили документы « ЮКОСа » и обнаружили, что компания «отмыла» 24 миллиарда долларов. Письма с этой информацией Рыбин разослал в МВД, Генпрокуратуру, высокопоставленным чиновникам правительства. По словам самого бизнесмена, для всесильных владельцев «ЮКОСа» он был «как бельмо в глазу».

Евгению Рыбину повезло. А вот мэр города Нефтеюганска Владимир Петухов, требовавший от «ЮКОСа» перечисления налогов в городской бюджет, поплатился за свою неуступчивость жизнью. Двое киллеров – Евгений Решетников и Геннадий Цигельник – расстреляли его из автоматов, когда демократичный мэр пешком шел к себе на работу. Следствие считает, что убийство мэра было организовано Алексеем Пичугиным по заказу одного из владельцев «ЮКОСа» Леонида Невзлина. Невзлин, бывший «правой рукой» Михаила Ходорковского, отвечал в компании за обеспечение безопасности. Сейчас олигарх, «заказывавший» Алексею Пичугину неугодных «ЮКОСу» людей, скрывается от российского правосудия на своей исторической родине, в солнечном Израиле. Впрочем, не все израильтяне испытывают удовлетворение от того факта, что столь известный и богатый человек обрел свой новый дом на Земле Обетованной. Многие требуют экстрадиции Леонида Невзлина, которого Генпрокуратура РФ обвиняет в организации многочисленных убийств.

Впрочем, организовывал все, конечно же, не сам Невзлин – для выполнения таких деликатных задач у хозяев «ЮКОСа» имелись специально обученные люди вроде Алексея Пичугина. Но правда и то, что результаты нового процесса над Пичугиным (в 2005 г. он был уже осужден на 20 лет колонии строгого режима за убийство супругов Гориных и покушение на жизнь бывшей сотрудницы «ЮКОСа» Ольги Костиной) могут существенно осложнить судьбу опального олигарха. Сейчас Невзлин изо всех сил старается изобразить из себя невинную жертву кровавого путинского режима, едва спасшуюся от антисемитов и палачей из застенков Лубянки и в качестве таковой может рассчитывать на некоторую поддержку со стороны западной общественности. Но если в результате судебного процесса будет неоспоримо доказано, что за убийствами людей, в разное время перешедших дорогу «ЮКОСу» стоит именно он, Леонид Невзлин, то мало кто из политиков в США и даже Израиле захочет покровительствовать такому одиозному персонажу.

Видимо, именно этим объясняется удивительное молчание симпатизирующих Ходорковскому-Невзлину либеральных СМИ, не уделяющих процессу Пичугина и десятой доли того внимания, которого он, без сомнения, заслуживает. Молчание тем более удивительное, что именно адвокаты Пичугина и его подельников в свое время требовали, чтобы процесс был открытым и чтобы журналисты, аккредитованные на процессе, могли беспрепятственно получать доступ к материалам следствия.

Надо заметить, что и журналисты, иадвокаты, защищавшие Пичугина, не скрывали своего удивления, когда Мосгорсуд в феврале этого года принял решение о том, что процесс действительно будет открытым. Казалось бы, все силы либеральных СМИ, усердно защищающих забайкальского сидельца Ходорковского и израильского лишенца Невзлина, должны были быть брошены на объективное освещение процесса. Однако этого не произошло. Почему?

«Открытость судебных процессов мне всегда представлялась важным демократическим достижением, - пишет в своем интернет-дневнике участница независимой группы «Совесть» Вера Васильева. - Потому я искренне порадовалась, когда суд над Алексеем Пичугиным сделали публичным. Однако вчера и сегодня пришлось с горечью убедиться, что любой инструмент можно использовать как во благо, так и во зло. В центральных СМИ я не нашла ни одного (выделено Васильевой) материала, где заседание 16 мая... освещалось бы объективно. Везде представлена только позиция обвинения».

Это не совсем так. Газета «Коммерсант», например, освещает процесс вполне объективно, если не сказать, дотошно. Однако это единственное исключение, которое лишь подтверждает правило. Хранят молчание симпатизирующие Невзлину сайты – Newsru.com и Грани.Ру. Ограничивается перепечаткой цитат из «Коммерсанта» пресс-центр Михаила Ходорковского.  Игнорируют процесс сайты Гарри Каспарова и СПС. А сайт «Пичугин.Инфо», созданный доброжелателями бывшего начальника отдела службы безопасности «ЮКОСа» вообще закрыт, поскольку его владельцы… не оплатили хостинг.

Возмущение активистки группы «Совесть» понять можно – но лишь отчасти. Центральные СМИ, разумеется, освещают процесс, но если в их слаженном хоре не слышно голосов оппозиционно настроенных журналистов – это может означать лишь одно. Материалы судебного процесса, по крайней мере, на данный момент, слишком очевидно свидетельствуют о виновности Пичугина и стоящего за ним Невзлина в целом ряде хладнокровных и расчетливых убийств, совершенных в коммерческих интересах империи «ЮКОСа». На глазах у журналистов, присутствующих на процессе, Невзлин и Пичугин превращаются из гонимого российским правосудием бизнесмена в белых одеждах и несправедливо посаженного в тюрьму благородного сотрудника службы безопасности в жестоких и абсолютно неразборчивых в средствах бандитов, настоящих волков большого бизнеса. А волков оправдывать всегда сложно, даже если они прикидываются «санитарами леса». Поэтому газеты и интернет-издания, относящиеся к лагерю так называемой демократической оппозиции, вынуждены хранить молчание. И эта вынужденно затянувшаяся пауза  все больше напоминает пресловутое молчание ягнят.

Степан Королев
Автор Олег Артюков
Олег Артюков — журналист, обозреватель отдела политики Правды.Ру *
Обсудить