Владимир Уткин: "дело Головлева рискует войти в разряд исключительных"

Впервые расследованием злоупотреблений в процессе приватизации на Южном Урале челябинские депутаты попытались заняться еще в 1993 году. С того момента бывший первый вице-губернатор Челябинской области Владимир Уткин надеется на справедливый судебный вердикт.

- Владимир Петрович, как вы расцениваете решение депутатов Государственной Думы о лишении депутатской неприкосновенности Владимира Головлева?

В.Уткин: С одной стороны, это решение открывает возможность довести до логического завершения, то есть до суда, уголовное дело по фактам нарушений должностными лицами закона при проведении приватизации в Челябинской области, а с другой - это, образно говоря, лишение "неприкосновенности" самого явления, получившего в народе название "приватизация по Чубайсу". В анналах современной России уже много копий сломано по вопросам приватизации, но "дело Головлева" рискует войти в разряд исключительных, поскольку вскрывает целую систему порочных явлений, имеющих место быть в отдельно взятом российском регионе.

- Вам приходилось "разгребать" оставшееся от Владимира Головлева "наследство"?

В.У - В августе-сентябре 1993 года по моей и ряда депутатов Областного Совета инициативе готовился к серьезному рассмотрению вопрос о приватизации в области и о работе "головлевского" фонда. Однако в октябре того года Советы были разогнаны. В 1995 году, будучи депутатом Госдумы и руководя действиями оппозиционно настроенных депутатов впервые избранной областной Думы, удалось рассмотреть вопрос о работе В. Головлева. Большую работу проделали тогдашний глава области Вадим Соловьев, депутаты областной Думы В. Чернобровин, В. Буравлев, В. Мазуль. Именно это рассмотрение, на мой взгляд, послужило начальным импульсом для работы областной прокуратуры, возглавляемой в то время Геннадием Лихачевым, и последующего возбуждения уголовного дела. В начале же 1997 года я как председатель правительства Челябинской области возглавлял созданную распоряжением губернатора комиссию по оценке результатов приватизации в Челябинской области. Перед комиссией не стояла задача разбираться персонально с Головлевым, Желтиковой, Дудиным, Воробьевым, Белиховым или еще кем-то, кто, так или иначе, участвовал в приватизационном процессе. Речь шла о другом. Прежде всего, о том, что в результате приватизации в Челябинской области огромное количество активов предприятий в виде акций, а также приватизационные чеки значительной части населения оказались в руках узкой группы лиц, которые, используя свои должностные полномочия, незаконно ими завладели. Разработка такой, с позволения сказать, "деятельности" велась еще в 1995-1996 годах, но масштабность работы не позволяла завершить ее в рамках одного ведомства. Комиссия должна была скоординировать работу правоохранительных органов, собрать все материалы, которые находились в производстве областной прокуратуры, областного УВД и ФСБ, в комитете по управлению имуществом и фонде имущества Челябинской области с тем, чтобы выстроить целостную картину происходящих на Южном Урале событий. Комиссия работала достаточно успешно. Одно из заседаний областного правительства было посвящено оценке итогов приватизации в области. Благодаря собранной информации сложилась более-менее ясная картина происходящего. Совершенно безрадостная. Приватизационные процессы в области имели ярко выраженный "южно-уральский" колорит. Государственные чиновники высокого ранга, призванные проводить в жизнь и защищать идею приватизации, преследовали не государственные, а свои личные, корыстные интересы. Но комиссия работала недолго и вскоре была благополучна "похоронена", как и проделанная ею работа. Единственно, кто не прекращал разработку "дела Головлева" - областная прокуратура и ее новый руководитель Анатолий Брагин. Но и ему, я уверен, было работать очень, не просто, находясь под постоянным прессингом.

- В чем причина, что работа комиссии по сути своей была свернута?

В.У. - Дела, подобные "головлевскому", помимо информационной и доказательной базы состава преступления, должны сопровождаться еще и политической волей. А этого не было даже на политическом Олимпе страны. Да если говорить откровенно, то и губернатор области Петр Сумин политическим характером особенно не отличался. Думаю, что если бы Борис Ельцин остался на третий президентский срок, дело это до сих пор ни шатко, ни валко двигалось бы в никуда, без определенных перспектив. Жесткая линия Президента России Владимира Путина на восстановление и приоритет законности во всех сферах - политической, экономической, социальной - изменила ситуацию. Все, кто, будучи на государственной должности, ставит свой личный интерес выше интересов общественных, получили хорошее предупреждение.

- Как вы оцениваете поведение В.Головлева, его тактику сейчас, когда с него снята депутатская неприкосновенность?

В.У. - Стратегия его защиты понятна. В своих многочисленных интервью он ее и не скрывает. Во-первых, некая политическая составляющая в этом деле. Она, безусловно, присутствует, но только в другом виде, нежели он ее подает общественности. Могу предположить, что средства, полученные Головлевым от приватизации в Челябинской области, ушли не только на личное обустройство его самого и всех его "подельников". Используя эти средства, он обеспечивал еще и политическое прикрытие своей деятельности. Думаю, что финансовая поддержка партии "Демократический выбор России", чьим лидером в Челябинской области был именно Владимир Головлев, обеспечивалась им же самим. Его место в федеральном Политсовете ДВР, как и поддержка со стороны партии на выборах в Государственную Думу, также были обусловлены этим фактором: финансовой поддержкой. Лидер ДВР Егор Гайдар в те времена был далеко не последним лицом в кремлевской иерархии. Владимир Головлев наверняка рассчитывал на то, что после объединительного съезда СПС лидером новой партии станет Егор Гайдар. Однако все сложилось иначе. Немцов - не Гайдар, да и СПС - не "Демвыбор", поэтому на политическое прикрытие ему рассчитывать особо не приходилось. В поисках "политического тяжеловеса" он остановился на фигуре Бориса Березовского. Идея создания "своей" партии "Либеральная Россия", на мой взгляд, имеет именно эту корневую основу. Его альянс с Березовским не случаен, в их "делах" много общего, разве что масштабы другие. Во-вторых, тактика его защиты будет строиться по формуле: "Я - всего лишь исполнитель". Решение о создании ЧИФ "Социальная защита населения" (ЧИФ СЗН) принимал в 1992 году Челябинский областной Совет, руководил которым нынешний губернатор области Петр Сумин. Поэтому, по мнению Головлева, именно он должен нести ответственность за происшедшее или, по крайней мере, разделить ее. Конечно, это - полнейшая чушь. Губернатору можно поставить в вину только то, что он не проявил политической воли и сыграл в этом деле на политической конъюнктуре и целесообразности, учитывая фактор А.Чубайса, Е.Гайдара, А.Починка, А.Кушнаря. После победы на губернаторских выборах в декабре 1996 года за П.Суминым в кремлевских кругах прочно закрепился ярлык "красного губернатора". А его жизненное кредо: для коммунистов - коммунист, для демократов - демократ. В результате дело "демократа" Головлева долгое время пребывало в состоянии вялотекущего движения. Депутаты Госдумы РФ справедливо недоумевают: почему столько лет было известно обо всех объявленных ныне нарушениях, а никто радикальных мер не принимал? И Головлев пытается сегодня на этом играть... "А ларчик просто открывался".

- Какие наиболее очевидные, вопиющие нарушения в процессе проведения приватизации в Челябинской области выявила в свое время комиссия?

В.У: - Вспомним, как создавался ЧИФ СЗН. В основе принятого о его создании решения была заложена благородная идея. Восстановить справедливость, защитить интересы бюджетников, военнослужащих, пенсионеров, - всех тех, кто не являлся работником промышленного предприятия и имел мало шансов стать его собственником. Но механизм контроля от возможных злоупотреблений отработан не был. Областной Совет, который принимал решение по его созданию, был в 1993 году упразднен. "Вольница" в сочетании с административным правом сыграли на руку мошенникам. Десятки промышленных предприятий области в добровольно-принудительном порядке несли свои акции в пресловутый ЧИФ, который был в последующем приватизирован. В руках чиновников от приватизации оказались огромные активы, они стали собственниками имущества крупнейших южноуральских заводов: Кыштымского медеэлектролитного завода, Каслинского машиностроительного завода, челябинского "Оргстекла", Магнитогорского металлургического комбината - всех долго перечислять. Последствия такой приватизации "по-челябински" и сегодня отражаются на экономическом состоянии области, в постоянных имущественных скандалах.

- Какой вам видится финал в деле Головлева?

В.У: - За все это время акции предприятий, переданные в ЧИФ СЗН, неоднократно продавались, обменивались, где-то аффилированным, с учредителями ЧИФ СЗН структурам, где-то сторонним покупателям. Есть такой юридический термин: добросовестный приобретатель. Так что, я думаю, возврат их первоначальным владельцам будет невозможен. Что касается самого Головлева, его судьбу будет решать суд, если сочтет, что собранная прокуратурой доказательная база соответствует предъявленному обвинению, и если в очередной раз политическая целесообразность не возобладает над законом. Для общества в целом, мне кажется, важнее другое. Коррупция во власти - примета времени в современной России. Для искоренения этого зла одного желания мало. Еще Марк Аврелий говорил: "Несправедливость не всегда связана с каким-нибудь действием; часто она состоит именно в бездействии".

Ссылки по теме Уралинформбюро'

Куратор Олег Артюков
Олег Артюков — журналист, обозреватель отдела политики Правды.Ру *