С Голубовичем - сплошные пересуды?

Горячее желание адвокатов Михаила Ходорковского и Платона Лебедева перевести их клиентов из Краснокаменска и Харта нежданно-негаданно может реализоваться. Причем не просто поближе к Москве, а, возможно, в саму Белокаменную. В Италии арестован Алексей Голубович. Кто он такой? Организатор "прачечной" по отмыванию краденых денег ЮКОСа. 

Что означает арест Алексея Голубовича? Национальное бюро Интерпола Италии добросовестно выполнило поручение  российских коллег по Международной  организации уголовной полиции. Интерпол может кому-то нравиться или нет -  например,  США, Австралии etc. - но он существует, и с этим приходится считаться.

Господам беглым дан ясный сигнал – лучше не покидать наземного, морского и воздушного пространства гостеприимной Великобритании. Рано  почувствовали себя «гражданами мира»,  расслабляться в частных самолетах чревато. Не везде служители Фемиды до того  антироссийски зашорены,    как судья Лондонского магистратского суда Тимоти Уоркман. Он неизменно признает подозреваемых в мошенничестве топ-менеджеров ЮКОСа узниками совести, преследуемыми по политическим мотивам,  и отказывает в их  экстрадиции в Россию.

Вопрос о выдаче гражданина Голубовича на родину еще не озвучен, и, может статься, еще и не оформлен официально. Генеральная прокуратура РФ на сообщение из Италии пока не прореагировала. Скорее всего, там сейчас не до общения со СМИ.  Прокурорские работники наверняка озабочены  чистотой правовой аргументации, чтобы  столь крупная рыба  ненароком не сорвалась с крючка.

Неосторожный итальянский вояж   бывшего директора по стратегическому планированию и корпоративным финансам НК ЮКОС  таит в себе возможность тектонических подвижек в судьбах осужденных олигархов. Генеральная прокуратура РФ     рассматривает Алексея Голубовича как ключевую фигуру в незаконном выводе денежных потоков нефтяной корпорации за рубеж.

Сегодня адвокат ЮКОСа Роберт Амстердам , наверное, дорого бы дал, чтобы не ввязываться в полемику с колумнистом "The Washington Post" Алланом  Слоуном.  Вот выдержка из «письма читателя»,  опубликованного газетой  10 мая 2006 года:

«В своей статье от 2 мая "Подумываете об акциях "Роснефти"? Не стоит" Аллан Слоун   сказал, что он "не сочувствует" посаженному в тюрьму руководителю ЮКОСа Михаилу Ходорковскому. Однако г-н Ходорковский никогда не был осужден за какое-либо преступление независимым судом. Когда г-н Ходорковский покупал эти предприятия в приватизационную эпоху, ситуация в России была нестабильной, а уровень добычи нефти был гораздо ниже потенциально возможного. К моменту своего ареста в 2003 году он сделал масштабные инвестиции в нефтяные месторождения для увеличений нефтедобычи и создал современную, прозрачную иконкурентоспособную энергетическую компанию со строгим корпоративным управлением».

«Международного» адвоката ЮКОСа однажды уже выдворяли из России. Сегодня умствования Амстердама выглядят еще более неуместными, чем недавняя апелляция к Ангеле  Меркель с тем, чтобы г-жа германский канцлер повлияла на Владимира Путина в Томске. После ареста Голубовича пассажи о корпоративной «прозрачности» звучат анекдотично.

Голубович приобрел известность в  конце 2003 году благодаря скандальному интервью, которое дала французскому еженедельнику  Paris Match бывшая российская подданная Елена Попова, в замужестве Колонг. Она не новичок в банковском деле – окончила Московский финансовый институт и работала в Госбанке СССР. Она рассказала, что в течение пяти лет лично разрабатывала и осуществляла конфиденциальные банковские операции по выводу из России материальных активов ЮКОСа в интересах первых лиц корпорации. С  1995-го по 2000 год г-жа Колонг основала около 30 компаний и зарегистрировала их от своего имени на островах Мэн, Каймановых, Бермудских  - практически во всех оффшорах., чье финансовое благополучие построено исключительно на нелюбознательности местных банкиров к происхождению вкладов и их движению по счетам.  Русская француженка насчитала около 300 миллионов прокрученных долларов.

«Постирочная» Елены Колонг-Поповой еще долго  могла мутить воду, если бы не патологическая жадность заказчиков. В  России или Франции – платить налоги было глубоко противно их тонким натурам. Они банально подставили партнершу по теневому бизнесу. Зиц-председатель Колонг-Попова  одна засветилась на 12 млн. евро не уплаченных французской казне  налогов и осуждена судом Парижа на 12 месяцев условно. Приговор потому столь мягкий, что французской налоговой полиции удалось раскрутить лишь одну оффшорную компанию, через которую проходили сделки "Роспрома" по продаже волокна, продукции фабрики "Парижская Коммуна". Мелочевка…

В Россию Елена не приехала, так как имела  основания опасаться за  личную безопасность, но какую-то часть документов переправила в Генпрокуратуру.  Именно они, как уверяют сведущие люди, обеспечили  Михаилу Ходорковскому посадку сначала на аэродром  в Новосибирске, а в итоге на нары   в Краснокаменске. А если бы сторона обвинения располагала всем объемом информации по всем потокам черного «нала» -  еще двум десяткам с гаком? Но свидетелей не было, на нет и суда нет.

А теперь на горизонте замаячил не просто свидетель, а непосредственный организатор хищений  в особо крупных размерах. И в рафинированном виде, без ссылок на экономический хаос 90-х годов. А это в корне меняет дело. По вновь открывшимся обстоятельствам. С новой квалификацией преступной деятельности -  как по сроку, так и по режиму содержания. Вполне возможная вещь.

Михаил Вознесенский
Автор Олег Артюков
Олег Артюков — журналист, обозреватель отдела политики Правды.Ру *
Обсудить