Судьбу выборов в Чечне решат суфийские ордена

Любопытный взгляд на выборы в Чеченской республике предлагает сегодня еженедельник «Московские новости». Судя по информации из республики, отмечает газета, в нынешних выборах довольно активную роль будут играть духовные братства, которые никогда прежде не участвовали открыто в светской политической жизни, тем более в предвыборной борьбе.

 Речь идет о чеченских суфийских орденах. Точнее говоря, о многочисленных общинах двух влиятельных мусульманских суфийских орденов - Кадырий и Накшбандий. Вирды (так называют эти общины) охватывают подавляющее большинство мусульман республики и играют в общественной жизни чеченцев куда значимую роль, нежели пресловутые тейпы (кровнородственные объединения), не так давно служившие модной темой для московских обозревателей «по Чечне». Так, выходцами из ордена Накшбандий были имам Шамиль и его ближайшие сподвижники, шейхи ордена Кадырий активно участвовали в Гражданской войне на Северном Кавказе на стороне большевиков. На кадырийцев ставку в свое время делал генерал Дудаев; лидеры накшбандийского вирда Дени-Шейха (Арсанова) традиционно поддерживали антидудаевскую оппозицию и пророссийскую администрацию.

 Правда, суфийские лидеры никогда не выступали с политическими декларациями и не делали публичных заявлений, предпочитая тайное влияние и закулисные переговоры. Они всегда находились в тени, за спинками кресел, в которых сидели их сторонники - публичные политики и администраторы.

 Сегодня ситуация несколько изменилась. Как стало известно, в Москве и в Чечне состоялось несколько конфиденциальных встреч руководителей наиболее влиятельных чеченских вирдов, обсуждавших сложившуюся общественную и духовную ситуацию в республике и варианты прямой поддержки одного из кандидатов. При этом духовных лидеров Чечни в первую очередь волнуют не результаты президентских выборов, а распространение религиозного экстремизма в чеченском обществе.

 Здесь необходимо отметить, что суфии всегда были самыми заклятыми и непримиримыми врагами крайних исламских радикалов - ваххабитов. Дело в том, что ваххабиты, требующие «очистить ислам» от местных традиций и обрядовых нововведений, считают всех суфиев еретиками и вероотступниками. Почитание святых шейхов и устазов воинствующие исламисты квалифицируют как отказ от веры в единого Аллаха, как шаг к еретическому «многобожию».

 Еще в начале 90-х годов, когда сторонники «чистого ислама» только начинали свою «благотворительную деятельность» на Северном Кавказе, близкие к суфийским орденам религиозные деятели Чечни, Ингушетии и Дагестана выступили с требованием запрета ваххабизма и высылки всех ваххабитских проповедников из страны. Но светские власти легкомысленно отмахнулись от проблемы, которая тогда казалась незначительным «богословским спором».

 Теперь плоды этого «богословского спора» взрываются не только на Северном Кавказе, но и в центре Москвы, унося жизни тысяч людей.

 Одним из наиболее активных и решительных противников «ваххабитской ереси» является Ахмад Кадыров, принадлежащий к кадырийскому вирду кунтахад-жинцев.

 Глава администрации Чечни использовал поддержку суфиев, в первую очередь своих кунтахад-жинцев. И, вероятно, нынешняя общественная активность духовных лидеров позволит ему еще более укрепить свои позиции. Во всяком случае, во время официального заявления о выдвижении своей кандидатуры на пост президента ЧР, которое состоялось 6 августа в селе Центорой Гудермесского района, Кадыров появился в окружении религиозных деятелей, среди которых присутствовали и главы самых влиятельных вирдов.

 Духовные лидеры заявили о том, что они поддерживают усилия Ахмада-Хаджи, направленные на борьбу с терроризмом, политическое урегулирование, возвращение участников незаконных вооруженных формирований к мирной жизни. Кадыров же в ответ отметил, что является «обязанным перед Всевышним и народом завершить начатый процесс возрождения Чечни, искоренения причин, породивших кризис, уносящий до сих пор жизни мирных граждан. Здесь я, как и многие другие, потерял десятки родных мне людей, и поэтому я твердо намерен, если на то есть воля Всевышнего, стать президентом и навсегда очистить с помощью народа республики и федерального центра землю Чечни от войн и страданий».

 Неожиданным соперником Кадырова в борьбе за симпатии суфийских орденов стал молодой московский предприниматель Хусейн Джабраилов, о котором мало говорит столичная пресса. Более известен его брат Умар, владелец группы «Плаза» (в том числе гостиницы «Рэдиссон-Славянская»), баллотировавшийся в 2000 году на пост президента России. Как нам стало известно, еще с начала 90-х годов братья Джабраиловы оказывают поддержку чеченским вирдам. В число ближайших духовных советников Хусейна Джабраилова входят представители накшбандийской общины Дени-Шейха.

 В середине июля лидеры чеченских суфиев решили, что опасность распространения псевдоисламского экстремизма и перспектива «палестинизации» чеченского кризиса стоит сейчас настолько остро, что необходимо оказывать более активное влияние на политическую жизнь республики. Духовные деятели хотят видеть главой республики такого лидера, который сможет противопоставить агрессивным ваххабитам жесткую линию, направленную не только на силовое подавление боевиков, но и на выдавливание экстремизма из общественной и духовной сферы, на вовлечение чеченского общества в активную политическую и экономическую жизнь.

 Потенциал суфийских орденов по сдерживанию экстремизма недооценен, считают местные аналитики. Суфийские ордена являются на сегодняшний день единственными более или менее функционирующими социальными институтами в Чечне. Влияние этих братств на политические процессы в республике может стать существенным фактором и сыграть стабилизирующую роль не только в Чечне, но и на всем Северном Кавказе.

 

 Вадим Пересветов,

  "Московские новости".

Куратор Олег Артюков
Олег Артюков — журналист, обозреватель отдела политики Правды.Ру *
Обсудить