Иван Новиков: логика жизни и смерти

Вчера «ПРАВДА.Ру» в материале "Нужно ли возобновить в России смертную казнь?" призвала своих читателей высказать свое мнение на тему возможной отмены моратория на смертную казнь у нас в стране. Сегодня мы публикуем точку зрения Ивана Новикова на эту проблему.

 

 Человеческая жизнь ценна тем, что люди осознают себя как:

 - разумные существа, пользующиеся сознательно своей свободой в личных интересах;

 - существа, способные сознательно ограничивать уровень собственных страданий;

 - существа, которые обладают сильнейшим инстинктом самосохранения, и в то же время не властны над процессом собственной смерти.

 

 Человек, в то же время, существо социальное, которое может развиваться только в обществе себе подобных. Наивысшее же благо для общества, такое же, как и для отдельного человека, - выживание и развитие общества в целом. Поэтому личные интересы отдельных людей имеют естественное ограничение - табу на действия, разрушающие это общество. Социальная жизнь человека подразумевает, что общество обязано эффективно защишать себя от посягательств на жизнь своих членов и стабильность общественного устройства. Соответственно, самосохранение общества предполагает жесткую защиту его устоев.

 

 Смертная казнь в этой связи представляется как наивысшее наказание для людей, разрушающих стабильность и нормальный процесс развития общества, усиливающих страдание его членов, отбирающих жизни у себе подобных.

 Страх наказания личной смертью (а на протяжении большего отрезка истории - и страх наказания смертью с особыми мучениями) во все времена выступал как сильнейший инструмент, поддерживающий общественный порядок и личную безопасность членов общества.

 Справедливости ради отметим, что бывали в истории человечества времена, когда смертная казнь не применялась столетиями. Но что это были за столетия? Это столетия полного торжества христианской морали, когда личный страх загробного суда за подрыв общественных устоев был намного страшнее для человека, чем страх смерти в реальном мире.

 Таким образом, именно страх перед наказанием, как цемент, скрепляет безопасность и стабильность общества. Это естественный процесс, так как каждый человек имеет личную свободу и личные интересы, конкурирует с себе подобными в части присвоения благ, и если общество не сумеет ограничивать аппетиты каждого отдельного человека, то оно неизбежно будет разрушено.

 

 Нынешняя мода на отмену смертной казни берет свое начало в Европе. Гуманные европейцы призывают к полной отмене насилия и соблюдению прав человека. Но почему-то все забыли, что лежит в основе этого процесса. А вспомнить, я считаю, надо. Итак.

 Европа X-XX веков - это беспрерывная череда междуусобных войн, крестовых походов, чумы, крестьянских восстаний, массовых казней, садистов-инквизиторов и династий палачей. У Гайд-парка в Лондоне в течение почти 4-х веков находилось место массовых казней с 21-й петлей для регулярного лишения жизни. Казни были основным способом проведения досуга простого люда. В начале 19-го века в Великобритании еще действовали законы, предусматривающие смертную казнь за более чем 200 (!) преступлений.

 Кроме того, Европа XIV-XVIII веков - это история инквизиции и жесточайшей борьбы против любого рода инакомыслия. История XX-го века - это две кровавейшие в истории человечества войны. И в результате мы имеем гуманных европейцев, осознавших весь ужас смерти.

 Но кроме ужаса смерти, европейцы пришли и к еще более поразительным практическим результатам. Величайший эксперимент с геноцидом всех людей, нарушающих общественные законы, привел к уничтожению на генетическом уровне большинства потенциальных преступников, и сложилось исключительно законопослушное общество. Поэтому европейцы и высказывают искреннее недоумение приверженностью России и неевропейских стран смертной казни. Ведь для европейцев кажется естественным, что злостных нарушителей закона очень немного.

 Они не могут понять, что в остальных странах никто жестоко в течение тысячелетия(!) не уничтожал за любую провинность своих граждан и не формировал общество, свободное от носителей ген-правонарушителей.

 

 В той же России древнейший уголовный кодекес «Русская правда» вообще не предусматривал смертной казни. Только в XVI-ом веке смертная казнь (за измену, за кражу из церкви, поджог, конокрадство и троекратную кражу в посаде) появляется в Псковской судной грамоте и в Уставной Двинской грамоте (источник: «Исследования историка А.Горянина, опубликованные в ряде сетевых издательств»).

 Царь Иван Грозный и Петр Первый были единственными в российской истории, кто бесконтрольно применял смертную казнь, поэтому и помнят эти две фигуры. Таким образом, в России смертная казнь имела единичный и уникальный характер. История России, вплоть до прихода к власти коммунистов в 1917 году, была исключительно либеральна. А зря.

 

 Проведем мысленный эксперимент и представим себе, что, допустим, в 1900-м году царем была бы введена смертная казнь за призыв к насильственному свержению общественного порядка и призывы к смертоубийствам в зависимости от социального статуса человека. Вы думаете, в этом случае состоялась бы революция 1917 года и последующее уничтожение 50 миллионов сограждан? С очень большой долей вероятности, мы до сих пор бы жили в совершенно другой стране. Лучше бы это было или хуже - не берусь судить. Но влияние своевременного введения института смертной казни на ход истории считаю доказанным.

 

 Когда же можно применять смертную казнь, и при каких условиях? И нужно ли вообще ?

 Сегодня, когда сдерживающие религиозные мотивы резко ослаблены, введены демократические свободы для всех без исключения людей, независимо от уровня их личного культурного развития, и широко пропагандируется культ денег, насилия и разврата, - весьма трудно удержать людей от искушения совершить преступление против общества. С другой стороны, слабость общества, заключенная в его неспособности эффективно запугивать граждан неотвратимостью и жестокостью наказания, является благодатной почвой для разного рода тоталитарных сект, маньяков, регигиозных фанатиков и просто деградирующих личностей. В такой обстановке неизбежно ослабление безопасности членов общества и появление существенной угрозы стабильности.

 В этих условиях введение смертной казни в настоящий момент - оправдано.

 При этом общество должно, в любом случае, весьма и весьма тщательно контролировать случаи применения смертной казни. Ведь любой невиновный человек, казненный обществом, разрушает веру в справедливость самого общества. На месте этого невиновного человека могут в любой момент оказаться Вы или я, наши дети, родители, родственники и друзья.

 

 Поэтому целесообразно:

 1. Применять смертную казнь только по решению суда присяжных.

 2. В качестве метода безошибочного определения виновности применять к подследственным и свидетелям по делам, предусматривающим смертную казнь, "сыворотки правды" и тесты на полиграфе. (В настоящее время в связи с развитием коррупции выяснение истины весьма затруднительно и, соответственно, принципы справедливости и неотвратимости наказания находятся под угрозой. Поэтому стоит вопрос поиска альтернативных методов выявления истины).

 3. Статьи Уголовного кодекса, по которым может применяться смертная казнь, должны быть в индивидуальном порядке утверждены на всеобщем референдуме.

 4. Должна существовать общественная комиссия по помилованию, которая могла бы применять акты гуманизма в отдельных случаях в соответствии с принципом общественной пользы.

 

  Иван НОВИКОВ

Ссылки по теме:

  ПРАВДА.Ру:

  НУЖНО ЛИ ВОЗОБНОВИТЬ В РОССИИ СМЕРТНУЮ КАЗНЬ? ПРИГЛАШЕНИЕ К ДИСКУССИИ

Куратор Олег Артюков
Олег Артюков — журналист, обозреватель отдела политики Правды.Ру *
Обсудить