Ингушский тупик. Кремль обкатал новую стратегию выборов

29 апреля окружной избирком подвел предварительные итоги 2-го тура голосования на выборах президента Ингушетии. По предварительным итогам, победу одержал заместитель полпреда в Южном федеральном округе генерал ФСБ Мурат Зязиков.

 Он набрал 52% голов из числа принявших участие в выборах. Это 46 тысяч голосов избирателей. Его соперник депутат Госдумы Алихан Амирханов набрал 44%, это 39 тысяч голосов. «Против всех» проголосовали три процента избирателей.

 Всего во 2-м туре выборов приняли участие 65% избирателей, внесенных в списки. Это на 2 проц меньше, чем в первом туре.

 На первый взгляд итоги выборов выглядят неожиданно, как для ингушских избирателей, так и для самого Мурата Зязикова. Напомним, что в первом туре Зязиков смог набрать только 19% голосов избирателей, в то время как его соперник Алихан Амирханов получил 31,5%.

 Скандальными ингушские выборы назвать сложно, поскольку, чего там греха таить, серьезного освещения в СМИ они так и не получили. Два-три издания такие как «Коммерсант», «Новая газета», «Политком.ру» более-менее последовательно отражали все перипетии предвыборной борьбы. Это что касается в центре, а на местах корреспондентов «пасли» работники полпредства, которые в полном составе 1,5 месяца занимались ингушскими выборами. Для усиления давления на избирателей из Москвы приехала спецгруппа ФСБ, которая также внесла свою посильную лепту. На некоторое время Ингушетия стала «закрытой» зоной для журналистов. Из этого следует, что помимо всех прочих нарушений допущенных в ходе избирательной компании, был также нарушен базовый принцип демократического общества - доступ общества к информации.

 Сегодняшний «Коммерсантъ» описывает, как вчера избиратели в Ингушетии определяли свою линию сотрудничества с центром. Ингушей, пишет репортер газеты, не пускали голосовать. В целом, если верить «Коммерсанту», а не верить ему нет причин, это были не вполне выборы. Самого репортера охрана не допускала в залы для голосования. Наблюдатели от обоих кандидатов жаловались, что в ящики опускают по два-три бюллетеня. Одна наблюдательница от Амирханова попросила репортера записать имена людей, которые опускали в урны пачки бюллетеней. Но этого не дал сделать охранник с автоматом. Толпа на улице жаловалась, что ее не пускают голосовать, а кого пускают - тем выдают бюллетени с уже проставленной галочкой напротив фамилии Зязикова. Сотрудники прокуратуры наблюдали за голосованием и отказывались представляться. Также наблюдали сотрудники в штатском - то ли ФСБ, то ли Южного федерального округа.

 Можно подумать, что описанный случай был единичным, и в целом все происходило в рамках закона, но опыт предыдущих избирательных компаний, например в Якутии, подсказывает, что это далеко не так. Власть дала конкретное указание г-ну Казанцеву любым способом выиграть выборы, в противном случае не сносить ему погон, а может и головы. Повторение Приморья у себя в Южном округе Виктор Казанцев допустить никак не мог, поэтому и постарался на все 110%.

 После первого тура выборов, когда власть удовлетворенная первымиитогами выборов, дала добро на «работу» с кандидатом №1 Амирхановым казалось что все: его снимут со второго тура по обвинению в подкупе избирателей. Во втором туре бороться за президентское кресло будут Зязиков и президент ассоциации АДЕПТ Мухаребек Аушев, который набрал в первом туре 17,3% голосов избирателей.

 Власть поступила мудро не сняв Амирханова с выборов. С одной стороны, она сняла с себя подозрение в предвзятости, а с другой - не позволила разгореться пожару народного гнева в случае снятия Амирханова.

 Самому же Амирханову не помог даже ловкий пиар-ход экс-президента Ингушетии Руслана Аушева, который за несколько дней до второго тура выборов, громко хлопнув дверьми покинул здание СФ. Сложив с себя сенаторские полномочия Аушев заявил, что не может смотреть на то как беспардонно нарушается закон в Ингушетии.

 В результате этих действий Аушев привлек таки внимание прессы к Ингушетии, но было уже поздно. Выстрел Аушева хоть и добавил Амирханову дополнительные очки перед вторым туром, но в целом не имел того резонанса, на который надеялся Аушев. Многие аналитики полагают, что, таким образом, Руслан Аушев показал не свою силу, а свою слабость. Он проиграл в борьбе с Кремлем и попытался, как говорится сохранить хорошую мину при плохой игре. Многие говорят, что Аушев решил завязать с политикой и заняться бизнесом, так как у него это лучше получается.

 Что же касается фигуры нового президента, про которого много чего плохого было сказано, то время покажет варяг ли он для ингушей или все же свой вайнах. Проблем у него много: в первую очередь это беженцы Пригородного района Северной Осетии и чеченские беженцы в Ингушетии. Каких-либо неожиданностей здесь не предвидится: накануне полпред Казанцев категорически опровергал слухи об объединении Чеченской Республики и Ингушетии как вариант решения проблемы с беженцами.

 Что именно Москва сможет предложить в качестве своего варианта для Ингушетии - можно будет узнать в самое ближайшее время по действиям Зязикова. Тогда же и будет ясно, сумел ли Кремль использовать свое преимущество, полученное в результате выборов.

 

 

  Дмитрий Чиркин

 "ПРАВДА.Ру"

 

 

  ПРАВДА.Ру:

  ПРЕДВЫБОРНАЯ СИТУАЦИЯ В ИНГУШЕТИИ: ЗАТИШЬЕ ПЕРЕД БУРЕЙ?

  ВЫБОРЫ В ИНГУШЕТИИ: КАВКАЗСКИЙ МЕНТАЛИТЕТ И КРЕМЛЕВСКИЕ ПОЛИТТЕХНОЛОГИИ

  ВЫБОРЫ В ИНГУШЕТИИ. КРЕМЛЬ РАЗЫГРЫВАЕТ ДО ВЕРНОГО

  КРЕМЛЬ «ЗАЧИЩАЕТ» ИНГУШЕТИЮ. АМИРХАНОВА ЖДЕТ ТЮРЬМА

  РУСЛАН АУШЕВ ПОЛУЧИЛ «ЧЕРНУЮ МЕТКУ»

  Независимая газета:

  Скандальные выборы в Ингушетии наконец закончились

  Ингушская карусель

  УТРО.Ру:

  На выборах в Ингушетии победил М.Зязиков

Куратор Олег Артюков
Олег Артюков — журналист, обозреватель отдела политики Правды.Ру *
Обсудить