Извечный вопрос: колбаса или свобода

Сегодняшние проблемы российской прессы известны многим. Они постоянно обсуждаются заинтересованными сторонами. Публикации «про нас, любимых» проходят в СМИ регулярно - это, в сущности, вполне естественно.

Основные темы для дискуссий: потеря изданиями независимости и контроль над деятельностью редакций новых собственников - финансовых структур; отношения СМИ и государственной власти, цензура, свобода прессы и право журналистов на получение информации; налоговый режим для СМИ, последствия возможной отмены существующих льгот; формы государственной поддержки некоммерческих, имеющих высокую социальную значимость, СМИ.

Такое неравнодушие к проблемам СМИ вполне объяснимо - на фоне недавних скандальных событий вокруг ряда СМИ, когда на любой конфликт стало, принято смотреть сквозь призму свободы слова, все планы по корректировке закона подвергались критике со стороны самих журналистов. Это, прежде всего, касается ряда депутатских инициатив, называемых не иначе как «пробные шары» Министерства печати, с помощью которых оно якобы то и дело тестирует общественность на возможное «закручивание гаек». Просочившиеся в прессу варианты изменений в закон, вышедшие из недр министерства, представители Союза журналистов уже успели назвать «котлетой с цианистым калием».

Следующее нововведение Министерства печати – лицензии для новых СМИ. Заместитель министра печати Владимира Григорьев в интервью английской газете «Financial times» якобы заявил о том, что правительство и соответственно само министерство планирует «как минимум год» не выдавать лицензии новым СМИ. Причем эти планы касаются всех средств массовой информации без исключения - газет, журналов, радиостанций, телевизионных каналов и интернет-изданий. В опубликованных в Интернете выдержках из интервью Григорьев мотивирует эту инициативу Минпечати тем, что российский рынок рекламы «слишком мал, чтобы выдержать всех», поэтому необходим баланс между размерами рекламного рынка и количеством СМИ». К слову сказать, ни один из «пробных шаров» министерства до сих пор не воплотился в жизнь.

Международный институт прессы считает, что существует 4 вида угрозы свободе российских СМИ. Первая - это попытки давления на оппозиционную прессу и стремление правительства контролировать СМИ посредством использования новой информационной политики, которая включает в себя дезинформацию и психологическую манипуляцию массовым сознанием с целью дестабилизации общества. Вторая угроза исходит от официальных властей и олигархов, владеющих СМИ и всячески использующих их в своих целях. Третья угроза независимости СМИ - это отсутствие высоких этических и профессиональных стандартов в самой журналистской среде. И четвертая - это отсутствие экономических условий для финансовой независимости средств массовой информации. Вот о последнем пункте мы поговорим поподробнее.

На заре демократии периодическая печать была тем глотком свежей воды, в котором тат нуждалось наше общество. За долгие годы мы настолько привыкли читать одно, думать другое, а говорить третье, что раз, получив возможность выбора, мы поняли, что никогда уже от этого не откажемся. Можно долго спорить о том, как и с какой стороны надо было начинать перестройку системы, но факт остается фактом. Мы выбрали свободу без колбасы. Китайцы, к примеру, пошли по с другой стороны. Кто выиграл, а кто проиграл еще неизвестно. Сейчас и колбаса есть и много чего еще, но вот с основными завоеваниями что-то у нас не так.

В связи с введением поправок в Налоговый кодекс и принятием госбюджета на 2002 год печатные СМИ с 1 января 2002 года лишаются налоговых льгот, в результате чего они будут платить НДС в размере 20 %, а ввозимые из-за рубежа расходные материалы и полиграфическое оборудование будет облагаться таможенной пошлиной. По расчетам экспертов в результате этого стоимость печатной продукции может вырасти на 80 %. В связи с этим заместитель председателя Комитета по информационной политике Госдумы Борис Резник заявил о возникновении «серьезной угрозы свободеслова в России». В Госдуме 6 октября состоялись парламентские слушания по вопросу налогообложения СМИ. Участники слушаний пришли к выводу, что для поддержки прессы необходимо пролонгировать существующие льготы на два года. Правительство 26 октября представило депутатам Госдумы свою точку зрения на проблему льготного обложения СМИ. Предлагалось не продлевать действие льгот, а обложить СМИ с 2002 года пониженной ставкой НДС в размере 10 %. Правительство также согласилось с отменой налога с продаж для СМИ. Все точки расставила Госдума, которая 31 октября одобрила во втором чтении меры, направленные на освобождение СМИ от уплаты налога с продаж.

Ассоциация независимых региональных издателей обратилась к депутатам Госдумы с призывом не допустить отмены льгот по НДС для средств массовой информации. «Последовательно реализуя тезис о создании равных условий для развития бизнеса, Государственная дума столь же последовательно и методично лишает экономической независимости региональные СМИ, - говорится в обращении. - Большая часть принятых в последнее время законов фактически ухудшает положение средств массовой информации».

В случае если льготы будут отменены (либо введен так называемый «компромиссный» 10%-ный налог), «местная пресса вновь пойдет с протянутой рукой в поисках милостыни от местных чиновников». «В выигрыше окажутся лишь крупные олигархические и иностранные медиа-холдинги, для которых выгодно разорение более мелких провинциальных конкурентов. Только пролонгация льготы по НДС или нулевая ставка этого налога позволит сохранить определенный баланс зависимых и независимых СМИ, местных и центральных периодических изданий, - заявили в Ассоциации независимых региональных издателей. - НДС для прессы - вопрос не столько экономический, сколько политический, и решать его надо, защищая интересы демократического, а не олигархического государства».

Да если взять экономическую сторону этого вопроса, то логика правительства понятна. Нынешние макроэкономические показатели не столь идеальны как это было в 2000 году. Не стоит забывать о гигантских выплатах по внешнему долгу, пик которых придется на 2003 год. Изношенность основных производственных мощностей еще одна головная боль для правительства. На все нужно деньги, а где их взять.

По данным Союза Российских Журналистов различные ветви власти в России сегодня прямо или косвенно контролируют 80% СМИ. Что будет с остальными после 1 января одному богу известно. Поскольку новая власть России появилась в результате определенного рода революционного процесса, где орудием разрушения были СМИ, то власть рассматривала их как часть своей собственной системы. Сейчас же власть собирается общаться со СМИ посредством рыночных методов. Крупные издания смогут подстроиться под ситуацию, а вот региональная пресса, скорее всего «даст дубу». И будет у нас как в Китае: колбасы много, а свободы слова ……

Дмитрий Литвинович

ПРАВДА Ру

Независимая газета:

Закон о СМИ будут менять

Скрип механизмов свободы слова

Минпечати запускает пробный шар?

Собственники против прессы

Мораторий на регистрацию СМИ не введут

Росбалт.RU:

Фонд защиты гласности обратился к депутатам Госдумы РФ с просьбой не допустить отмену льгот для средств массовой информации

Regions.ru:

Москва. Главные редакторы печатных СМИ просят президента РФ отказаться от взимания НДС с периодических изданий.

AK&M:

А.Жуков поддерживает сохранение льгот по НДС или введение пониженной ставки налога для печатных СМИ.

Известия:

Госдума намерена бороться за свободу печати

Куратор Олег Артюков
Олег Артюков — журналист, обозреватель отдела политики Правды.Ру *
Обсудить