Михаил Делягин: ЗАВЕРШЕНИЕ ФОРМИРОВАНИЯ ПОСТСОВЕТСКОГО мира. Терракт: некоторые особенности подготовки и реализации

ПРАВДА.Ру продолжает публикацию последней работы нашего постоянного автора директора Института проблем глобализации Михаила Делягина. Отметим, что в этой работе Делягин рассказывает в первую очередь о последствиях теракта, совершенного 11 сентября в США.

Столь сложно организованная и точно скоординированная операция, как терракт в США, не могла быть организована одними арабами, сама культура которых создает существенные сложности для точного планирования (так как "все в руках Аллаха", точно планирующий будущее пытается подменить собой Аллаха, то есть совершает пусть и неявное, но святотатство).

Вместе с тем совпадение террактов с годовщиной Кемп-Дэвидских соглашений и активизацией связанных с бен Ладеном структур (удары в Чечне, убийство лидера Северного альянса Ахмад-шаха Масуда, успешное поначалу наступление талибов) - признак причастности последних к террактам.

Вероятное сотрудничество с американскими мусульманами (организация Фарахана, устроившая "марш полумиллиона черных мужчин на Вашингтон, насчитывает до 3 млн.чел) может объяснить укорененность террористов в американском обществе, но подготовка терракта в принципе, технологически не представляется возможной без организаторов и психологов из развитых стран Запада либо Израиля. Кроме того, неизбежно инфильтрация спецслужб в экстремистские организации делает вероятность сохранения его подготовки втайне исчезающе низкой (да и сами по себе они скорее выбрали бы мишенью ЦРУ, чем Пентагон).

Поэтому наиболее вероятно участие в подготовке терракта представителей спецслужб - либо бывших представителей спецслужб США, объединенных в ультраправые террористические организации, либо действующих представителей спецслужб США или Израиля (так как именно эти страны получили в результате террактов безусловный политический выигрыш) .

В то же время версия о подготовке и совершении терракта спецслужбами США (для дискредитации Буша, игры на бирже, создания повода для "чистки" силовых структур) представляется обычной для последнего времени экстраполяцией российской интеллигенцией ее представлений о собственной стране на американское общество. В конце концов, "в Америке нет такого города - Рязань". Помимо психологических аспектов, бюрократия (даже спецслужб) не способна на столь тщательную и эффективную подготовку.

Для снятия данного противоречия - "терракт не мог быть совершен без косвенного участия и осведомленности спецслужб и не мог быть совершен ими самими" - надо рассмотреть само явление, на борьбу с которым собралось вставать "все мировое сообщество", - международный терроризм.

В значительной степени он скрупулезно создавался спецслужбами во время "холодной войны" для дестабилизации потенциального противника без угрозы развязывания войны ядерной. Прекращение блокового противостояния усилило естественный процесс его выхода из-под контроля "материнских" спецслужб и сделало его частично самостоятельным. Но и сегодня борьба против него как явления почти невозможна, так как борьба против каждой группы террористов создает угрозу разоблачения создававших их спецслужб (так, "Талибан" вместе с героиновыми лабораториями, обеспечивающими его финансирование, создавали спецслужбы США и Пакистана).

Ситуация усугубляется "самофинансированием спецопераций": чтобы обеспечить оперативную независимость, спецслужбы, вероятно, занимались бизнесом. Буколические времена ГУЛага канули в Лету, а описанные в голливудском фильме "Люди в черном" (где спецслужба получает доходы от патентов) так и не наступили. Пандемия наркомании, вероятно, связана с тем, что спецслужбы, как можно предположить, использовали для самофинансирования в первую очередь наркобизнес (хотя скандал "Иран-контрас" засвидетельствовал наличие и иных механизмов), развивая наркомафию в качестве контролируемого источника финансирования деликатных операций.

В США ее развитие - вероятно, без предварительного умысла - оказалось "социально-этническим стабилизатором", действенно тормозящим развитие конкурирующих с белыми этнических групп и осуществляющих "выбраковку" асоциальных элементов. Фактическое отсутствие наркомании в СССР свидетельствует, что советские спецслужбы (вероятно, в силу бюрократизации, от которой и погибла советская система управления) довольствовались бюджетным финансированием, но "кубинский скандал" свидетельствует о существовании такой практики (нацеленной, вероятно, на наиболее емкий рынок США) и в "социалистическом лагере".

В общем случае, чем демократичней страна, тем труднее получать официальное финансирование спецопераций и тем реальней угроза общественного контроля и огласки. Эта трудность и эта угроза должны были стимулировать практику "самофинансирования спецопераций" (в том числе и через наркоторговлю) в развитых демократических странах намного сильнее, чем в относительно авторитарных, где спецслужбы толкали к самофинансированию более слабые мотивы - бедность или жадность. Кроме того, спецслужбы бедных стран, как правило, не достигали необходимого для самостоятельного сотрудничества с наркомафией уровня развития и оставались своего рода "филиалами" спецслужб развитых демократических стран.

Соответственно, связь спецслужб с наркомафией, а значит, - и их зависимость от нее - должна быть в развитых демократических странах по крайней мере не слабее, чем в относительно авторитарных.

При этом спецслужбы, используя наркомафию в своих целях, не могут сами не попадать под ее, хотя бы и незначительное, влияние, которое неминуемо распространяется через них на всю политику развитых государств. Классический пример - поддержка НАТО наркопартизан в Косово, завершившаяся отделением Косово и превращением его в "рай для наркомафии".

Однако значительно более важно, что практика "самофинансирования спецопераций" обеспечивает по крайней мере частичный выход спецслужб из-под гражданского контроля собственной страны (как из-за независимости финансирования, так и из страха разоблачения). Это видно на примере Пакистана, где, как отметила Беназир Бхутто, даже военный президент Мушарраф не может контролировать спецслужбы, "создавшие" Усаму бен Ладена.

В странах с развитой демократией полный выход спецслужб из-под общественного контроля невозможен, но частичный, как показывает вышеизложенное, - практически неизбежен.

Выход отдельных элементов спецслужб из-под гражданского контроля превращает их в самостоятельных субъектов мировой политики. В этом отношении терракт 11 сентября действительно знаменует собой новый этап развития человечества (хотя самостоятельность элементов спецслужб проявлялась и раньше - классическим примером являются гипотезы об отсутствии реакции ФБР на информацию о подготовке убийства Дж.Ф.Кеннеди). Оторванность от объективных общественных интересов и закрытость делают освободившиеся от гражданского контроля элементы спецслужб непредсказуемыми, а пренебрежение к гуманитарным ценностям, наличие слабо ограниченных ресурсов и наработанное в бесчисленных "информационных войнах" умение манипулировать общественным мнением мира и национальных элит, не говоря уже о мнении собственного начальства, - смертельно опасными.

Таким образом, терракт в США, скорее всего, проводился с по крайней мере косвенным участием вышедших из-под общественного контроля элементов спецслужб, и энергичная реакция развитых стран призвана в том числе и скрыть этот неприглядный факт.

Раскрытие мотиваций этого злодеяния невозможно в силу недостатка информации и трудности анализа "на стыке" силовой психиатрии, геополитики и мировой экономики, но его последствия, в целом благоприятные для США и Израиля, - признак высокой точности и адекватности оценок.

2. ОСНОВНЫЕ ПОСЛЕДСТВИЯ ТЕРРАКТА

ДЛЯ ВНЕШНЕГО МИРА

2.1. Мировая экономика споткнулась, но не упала

Терракт в США резко ухудшил прогнозы развития мировой экономики, позволив аналитикам развитых стран признать последствия структурного кризиса в них, не признавая его причины. Прогнозируемый МВФ рост мировой экономики в 2001 году снижен с 3,2 до 2.6%, в 2002 - с 3,9 до 3,5%. Однако хуже всего, как обычно, придется развивающимся рынкам: инвестиции в их ценные бумаги, по оценкам Института международных финансов, сократятся со 146,4 млрд.долл. в 2000 году до 128,2 млрд.долл. в 2001 (на 12,4%) и до 117 млрд.долл. в 2002 году (еще на 8,7%).

В США, по окончательным данным, во II квартале 2001 года ВВП вырос на 0,3% (предварительная оценка - 0,2%), но в III квартале, скорее всего, будет зафиксирован спад.

Вместе с тем последствия терракта, как представляется, все же переоцениваются. Терракт нанес сильнейший удар по фондовым рынкам, но не дестабилизировал валютные (в том числе благодаря согласованным интервенциям центральных банков развитых стран). Согласованное воздействие США и напуганных ими арабских стран позволило стимулировать экономику развитых стран не только снижением процентных ставок, но и снижением подскочившей было цены на нефть до уровня ниже предкризисной (несмотря на взлет цен сразу после терракта, 21 сентября нефть была дешевле, чем 10 сентября, на 7.4%), что позволило начать не просто коррекцию, но восстановление фондовых рынков (кроме упавшего японского).

Так, индекс Доу-Джонса упал с 10 по 21 сентября на 14,3% (сообщения о 20%-м его падении учитывают 5%-е падение индекса накануне террактов), но уже к 28 сентября он, "отыграв" более половины своего падения, поднялся на 7,3% - до 8837,45 пунктов с 8232,49 21 сентября (см. рис. на стр.10-12).

Восстановление мирового фондового рынка позволило начать плавное восстановление цены на нефть : ее цена выросла на 4,9% - с 22,02 долл. за баррель 24 сентября до 23,10 долл. 28 сентября.

Восстановление наблюдается несколько дней подряд и представляется не одномоментной коррекцией, но началом новой повышательной тенденции, которая будет подкреплена объявлением о начале американских бомбардировок. Ограничение разрыва в процентных ставках ФРС и ЕЦБ (соответственно 3,00 и 3,75%) при снижении процентных ставок такой "гаванью" бегущего из США капитала, как Швейцария, ограничит и переток капитала из США в еврозону, что также окажет стабилизирующее воздействие на мировую экономику. Все это позволяет не опасаться ни нового провала индекса Доу-Джонса, ни тем более утраты долларом жизненно важной для мировой экономики функции универсальной меры стоимости.

В целом мировая экономика продемонстрировала завидную устойчивость. США остались абсолютным технологическим лидером, производящим 30% ВВП мира. В результате "падения" доллара евро остался у нижней грани своего "естественного" коридора в 90-95 центов. Ни рынок нефти, ни даже фондовый рынок не пережили катастрофических явлений.

В целом можно предположить, что уверенный рост экономики США отодвинется на полгода и начнется не в конце 2001, а в середине 2002 года. Мировая экономика замедлится, но не свалится в длительную депрессию.

МИХАИЛ ДЕЛЯГИН: ЗАВЕРШЕНИЕ ФОРМИРОВАНИЯ ПОСТСОВЕТСКОГО МИРА. ОСНОВНОЕ ПРОТИВОРЕЧИЕ ГЛОБАЛИЗАЦИИ

Куратор Олег Артюков
Олег Артюков — журналист, обозреватель отдела политики Правды.Ру *
Обсудить