На Ставрополье - Необычный эксперимент. Мальчики и Девочки будут учиться порознь

Необычный эксперимент в сфере образования собираются провести на Ставрополье. Как стало известно, в наступающем учебном году в Ставропольском крае занятия в школах будут вестись по схеме «мальчики отдельно - девочки отдельно». «Чисто» раздельных мужских и женских учебных заведений пока не планируется: на первых порах раздельное обучение детей вводится не повсеместно и будет осуществляться только в начальных классах.

Причина, по которой краевое правительство пошло на данное нововведение, стала методика обучения российского академика, доктора мед.наук Владимира Базарного, в последнее время получающая все большую популярность в обществе. (Изучением психофизиологических особенностей обучения детей ученый занимается уже более 25 лет.) В начале эксперимента доктор Базарный будет постоянно консультировать преподавательский состав, проводить занятия с детьми.

Прошедшие родительские собрания в городах Будённовске и Минеральных Водах показали, что родители будущих первоклассников практически единогласно за нововведение. Как сообщает «Пресс-Центр.Ру», программа раздельного обучения детей находится на постоянном контроле правительства Ставропольского края.

В современной России уже кое-где пытались ввести раздельное обучение. Так, в сентябре 1999 года 26 тульских школьников стали участниками эксперимента по раздельному обучению. По мнению директора тульской муниципальной общеобразовательной школы №3 Тамары Юрищевой, нынешняя система среднего образования «уродует детей». Все методики преподавания, основанные на государственном образовательном стандарте, ориентированы не на развитие личности и не учитывают особенности детской психики. Поэтому в третьей школе и решили провести эксперимент: был создан специализированный класс с раздельным преподаванием основных предметов мальчикам и девочкам. К сожалению (или к счастью) дальнейшего развития это начинание в масштабе области не получило.

В Москве раздельное обучение практикуется в 760-й школе-лаборатории (школа повышенного уровня обучения и, одновременно, научный центр), руководит которой кандидат педнаук, заслуженный работник РФ, член президиума Федерального экспертного совета Минобразования России Владимир Гармаш. Его школа взяла «на вооружение» упомянутую нами концепцию доктора Базарного (идея раздельного обучения в которой – лишь маленькая часть всей педагогической базарновской теории). По словам Гармаша, «одна из проблем, над которой работает школа, - здоровьесохраняющие технологии». И отделение мальчиков от девочек связано с их различными архетипами.

"Согласитесь, мужчины и женщины - это два различных мира. Мы ведь берем детей в первый класс по возрастному принципу, - говорит Гармаш в эфире радиостанции «Говорит Москва». - А на самом деле девочка семи лет на год-полтора опережает по развитию своих сверстников-мальчишек. И методики, и подходы к мальчикам и девочкам одинаковы, а на самом деле мы имеем дело с разными мирами. Девочки "забивают" мальчишек. Тогда нечего и думать, чтобы наши мужчины были лидерами. Мы подрываем мужское начало еще в детском саду, когда сажаем мальчиков и девочек на одни и те же горшки. Конечно, вэтом возрасте у них нет сексуальной ориентации. Но есть генетическая память. Она закладывает отношение к противоположному полу как к среднему роду, вот вам и одна из причин колоссального спада рождаемости.

Мы строим воспитание мальчиков и девочек на символах и обрядах - это заложено в нашей национальной традиции. Мальчиков мы посвящаем в "Богатырское братство", они дают клятву, принимают присягу. Совсем другие обряды у девочек. Их главное предназначение - материнство. Девушек мы посвящаем в невестушки-лебедушки. Невестушки - будущие невесты, их символ - беленький веночек. А один из ритуалов - когда матери наших девочек дарят им иконку Божьей Матери с ребенком…»

Результаты применения всей базарновской методики обучения довольно впечатляющие. Так, 90 процентов выпускников школы поступают в высшие учебные заведения, и значительное число из них - с золотыми и серебряными медалями. Кроме того, благодаря новой системе воспитания, отклонения в осанке в школе имеют всего 1 процент детей, только у 12 процентов зрение ниже 1.

«Мы всегда задаемся вопросом, какой ценой достается повышенный уровень образования, - продолжает директор Гармаш. - Первоклассника сажают за парту и заставляют писать шариковой ручкой, и через какое-то время такого безотрывного письма у ребенка все признаки стенокардии, только из-за одной шариковой ручки возникает колоссальное напряжение. Поэтому наши ребята учатся писать перьевыми ручками, как их бабушки и дедушки. У нас для каждого малыша своя парта, ребенок учится и стоя, и сидя. Ведь когда человек стоит, у него активизируется вся иммунная система. Кстати, внутри школы у нас работает специальное КБ, которое разрабатывает эти парты…»

Говоря о раздельном обучении, стоит отметить, что до 1 сентября 1954 года оно повсеместно использовалось советской системой образования (причем раздельно учились мальчики и девочки с первого по десятый класс во всех школах), и было традиционным для нашей страны еще в дореволюционные времена...

Но вернемся к инициативе ставропольчан. Их начинания в какой-то мере все же можно назвать пионерскими: постперестроечная Россия – уже не Советский Союз, кроме того, речь идет не о каких-то отдельных учебных заведениях (в которых в нынешней России уже пытались или пытаются ввести раздельное обучение), а о целой государственной программе в масштабах области.

Приживется ли в крае система раздельного обучения – в недалеком будущем покажет время. А там, глядишь - если появится положительный опыт - и другие регионы подтянутся…

Подготовил Сергей СТЕФАНОВ

Ссылки по теме:

"Ставропольская правда": Школа доктора Базарного

Сайт общественного просветительского фонда "Знание - Народу": Спасем детей - спасем Россию!

Русская линия: Слово о русской школе

Владимир Филиппович Базарный. Биография

Нужно ли гордиться советской педагогикой? (О методе Базарного)

Куратор Олег Артюков
Олег Артюков — журналист, обозреватель отдела политики Правды.Ру *
Обсудить