Юрий Лужков: должность заместителя Премьера Правительства Москвы является государственной должностью столицы и не входит в число государ

Поняли хоть чего-нибудь? Вот то-то... Переписка мэра Москвы и депутата Московченко, вот уже которую неделю будоражащая умы столичных властей, становится все более занятной. Теперь из письма мэра следует, что депутат вовсе не провокатор, забывший все нормы этики, а просто человек, не слишком хорошо разбирающийся в законах, которые сам же и принимал. Интересно, что же это за законы, в которых не может разобраться сам законодатель? Судя по тексту, подписанному лужковским знаменитым вензелем, законы эти составлялись вовсе не для того, чтобы их можно было понять, а тем более исполнить.

Вот ответ на требование Николая Московченко предоставить ему материалы медицинского и квалификационного освидетельствования вице-премьера столичного правительства А.Петрова: "В дополнение к ранее направленному ответу от 3 ноября т. г. № 4-19-14616/0-1 разъясняю, что должность заместителя Премьера Правительства Москвы является государственной должностью города Москвы и не входит в число государственных должностей государственной службы города. Эта должность замещается на срок полномочий Правительства города. Предельный срок нахождения на государственной службе членов Правительства и прохождение ими медицинского освидетельствования федеральным и городским законодательством не предусмотрены."

- Николай Михайлович, честно говоря, разобраться в том, что вы хотели спросить и что вам ответил мэр без посторонней помощи трудновато будет.

- Честно говоря, я сам три раза прочел, пока понял. А предыстория вопроса такова: немножко я городские власти разыграл. С первым запросом, если угодно, прикинулся простачком и под видом личного конфликта с представителем мэра в городской думе поднял очень важный и очень болезненный вопрос - о власти номенклатуры в Москве. Ведь городские законы составлены таким образом, что демократические принципы и права граждан в них прописаны, но механизма исполнения не имеют. Конкретный пример - вице-премьер Петров. По закону о госслужбе, будучи человеком пенсионного возраста, он в порядке исключения может занимать должность категории "Б", но при соблюдении ряда условий. Одно из них - состояние здоровья. Федеральный чиновник, ограниченный федеральным законом о госслужбе, должен пройти соответствующую медкомиссию. В Москве же чиновников пруд пруди, но они под федеральную табель о рангах не попадают, для них написан свой закон, с виду - полная калька с федерального. Но там ограничения только обозначены, а как их реализовать - никто не скажет. И такая простая вещь, как медкомиссия для пожилого человека, которая могла бы выявить, допустим, что заставлять его выполнять сложную и нервную работу просто негуманно, оказывается абсолютно невозможным делом. На финал выходит, что если, допустим, чиновник московского правительства высокого ранга, не дай Бог, с ума сойдет, то степень его душевного нездоровья будет определять только один человек - мэр и премьер Юрий Михайлович Лужков. Я понимаю, что Юрий Михайлович - человек исключительных личных дарований, но даже в нем трудно подозревать еще и психиатра, и отоларинголога, и геронтолога.

- Может, зря вы так с Петровым? Приличный вроде бы человек, я слышал о его разных достоинствах.

- Я тоже с большим уважением отношусь к бывшим работникам ЦК КПСС, и лично к Петрову неприязни не питаю. Скорее он на меня обиделся, принял на свой счет то, что касалось, вообще-то, работы правительства Москвы в целом. Представитель мэра в законодательном органе должен быть, мне кажется, более выдержанным. Хотя возможно, что он просто устал. Но разве в нем дело? У нас ведь все правительство города назначается и снимается одним человеком, а законы, вроде бы призванные регулировать этот процесс, носят декларативный характер, по сути - камуфлируют неограниченный произвол.

- Так это, наверное, и означает, что в Москве есть Хозяин. Мне кажется, москвичи этого сами очень хотели и теперь пришла пора наслаждаться своим выбором.

- А что будет, когда Хозяин уйдет? Конечно, он собирается жить вечно и пока все идет нормально, но... Лужкову тоже за шестьдесят. А кадровая система такая, что не только руководители, но и их замы как правило - люди одного поколения. Они все уйдут следом за Хозяином, а что останется? Сейчас молодые чиновники явно "пересиживают" на должностях среднего звена. Когда произойдет кадровый сдвиг, у них не будет времени походить в замах при сильном руководителе, приобрести опыт. Смены нет. Значит, через некоторое недолгое время Москву ждет управленческий кризис. По моим подсчетам, он совпадет со временем, когда надо будет платить по долгам, которых у города много. А доходы бюджета падают и падают. То есть на субъективный, кадровый кризис наложится кризис финансовый. Предвидеть это - обязанность руководства, но ведь куда лучше потом говорить: "А, эта молодежь ни на что не годится". Тем более, что многие из них свою обеспеченную старость вполне могут встретить не в этой стране.

- Вы мрачную картину рисуете, но было много печальных прогнозов, а ничего, Москва все хорошеет.

- Да, уже старожилы города не узнают. По количеству элитного жилья мы скоро выйдем на одно из первых мест в мире. И заметьте странность, в Финляндии рабочий получает 2000 долларов, а у нас едва двести. Но когда дом построен (даже не буду говорить о качестве), получается, что он в Москве ничуть не дешевле, чем в Хельсинки. За МКАД метр жилья обходится в 300 долларов, а в Москве - минимум 600. Очень мне было трудно поверить, что такие суммы попросту разворовываются, очень хотелось, чтобы меня разубедили. Но никто разубеждать не стал. И тогда я задался вопросом, а кто руководит нашим стройкомплексом? И написал запросы в прокуратуру о наличии судимостей в прошлом у самых видных наших строительных руководителей. Просто ума не приложу, почему эти запросы вызвали целую бурю возмущения у депутатов столичной думы?

- Так уж и не догадываетесь? Разве не вы говорили, что не должна исполнительная власть сама выбирать себе контролера? Не должна, но выбирает... А что насчет судимостей?

- Предполагаю, что у двоих, поименованных в моих запросах видных руководителей судимости имелись. Имею основания предполагать, что у одного из них в 1986 году при попытке скрыть судимость во время приема в партию возникли проблемы. Полагаю даже, что у чиновника, дававшего ему рекомендацию в партию, тоже возникли проблемы, но теперь этот чиновник руководит... кадрами в правительстве Москвы. Хватит "предположений"?

- Кстати, Николай Михайлович, а лица, покушавшиеся на вас, так до сих пор и не найдены?

- Разумеется...

Беседу вел Анатолий БАРАНОВ.

Автор Анатолий Баранов
Анатолий Баранов — российский журналист, политический деятель левого толка *
Куратор Олег Артюков
Олег Артюков — журналист, обозреватель отдела политики Правды.Ру *
Обсудить