Юрий Лодкин: Бесконтрольность власти вредна ей самой

В соответствии с законом на Брянщине официально стартовал избирательный марафон по выборам губернатора области. Они состоятся 10 декабря. Корреспондент ПРАВДЫ.Ру попросил действующего главу администрации Юрия Лодкина подвести итоги своего четырехлетнего правления. Разговор начался с вопроса: верит ли он в существование «расстрельного списка», который будто бы составлен Кремлем для отстранения от власти неугодных губернаторов выборным путем? Недавно этот перечень появился в ряде российских газет, и в качестве "железного" примера приводился случай с А.Руцким. В списке, в частности, названа и фамилия Лодкина.

- Не верю в существование всей этой, приписываемой Кремлю затеи, - сразу ответил собеседник. - Там в качестве моего основного конкурента названа фамилия человека, который вряд ли всерьез мечтает о губернаторском кресле. В Москве прекрасно об этом знают, и не стали бы делать на него ставку.

- Припоминаю, что после вашего избрания губернатором, кое-кто в администрации Ельцина воскликнул: «С «красным» Лодкиным работать не будем!» Ну, и как – сработались?

- Сработались, - улыбается губернатор. – Хотя, признаюсь, кто-то из наших и ждал от меня мести, бузы, «походов на Москву». Вы помните: в 96-м обстановка в стране, в том числе и в области была взрывоопасная. Многомесячные задержки зарплаты, стачки, митинги... Главы областной администрации менялись, как перчатки. И постоянно конфликтовали с правоохранительными органами, представителем президента, областной Думой, партиями и движениями. Что делать? Прежде всего, надо было добиться политической стабильности, которая бы и позволила всерьез заняться экономикой, вытащить область из ямы, куда затащили ее предшественники со своими командами.

Ю.Лодкин уверен: глава области – фигура прежде всего политическая. Он должен знать понемногу обо всем. Как журналист, Юрий Евгеньевич объехал область вдоль и поперек, узнал тысячи ее болячек и узких мест. Экономику, производство и, конечно, людей. Оттого и «шапка Мономаха» для бывшего газетчика – впору. Он убежден: журналистская подготовка – едва ли не идеальный трамплин для вхождения во власть. Она формирует очень разносторонний кругозор и высокий интеллект. И в то же время спасает от многих болезней «узких специалистов», которые часто зашориваются, кроме любимого конька ничего не видят.

Считаю, что подобрал себе отличных заместителей, - говорит собеседник. – Их задача – находить оптимальные пути выполнения задачи, потому что я иногда предлагаю решения, которые стоят на стыке смежных отраслей. Их могут и не увидеть мои замы – узкие специалисты. Строительство у нас ведет Валерий Забровский - в прошлом управляющий крупным трестом, социальную сферу возглавляет бывший зам.начальника облсобеса Олег Клюев, сельское хозяйство курирует Борис Копырнов, до этого – один из самых авторитетных председателей колхозов, который знает село как свои пять пальцев. В областном Совете, а потом в нашей думе возглавлял профильные комитеты. Наш промышленный стратег Вячеслав Гребенщиков 15 лет руководил крупнейшим электронным заводом, был секретарем обкома партии по промышленности.

В эту схему узких специалистов, может быть, «не вписывается» - говорю это в кавычках – Петр Оненко. Он аграрник, но я посчитал, что лучшего куратора энергетики и газификации вряд ли найду. Хватка и сметка у него поистине крестьянские.

- Теперь сам собой напрашивается вопрос, чего вам удалось добиться с такой командой. И чего не удалось, если принять во внимание критические публикации оппонентов.

- Когда мы пришли к власти, разгром экономического потенциала области был практически завершен. Падение промышленного производства составляло более двух третей от того, что было при Советской власти. Оставалось добить еще 27 процентов. И первой задачей, которую мы перед собой поставили, - остановить падение в пропасть. Оказалось, что население области нещадно обирал федеральный центр. Из каждого рубля налогов, которые мы отправляли в Москву, в форме трансфертов возвращалось 23 копейки.

И вот некоторые итоги: в прошлом году прирост объемов производства составил 12,5 процента, за девять месяцев нынешнего – более 20-ти. По отчетам статистики, по многим показателям из 17-ти центральных областей России, включая Москву и Подмосковье, мы стабильно занимаем 6-7-е места, а по строительству жилья – даже четвертое! Сегодня из каждого рубля, отправляемого в Федеральный бюджет, к нам возвращаются 93 копейки. Так что мы не стоим перед Минфином с протянутой рукой. Правда, у брянцев не очень высокая средняя заработная плата, что объясняется структурными особенностями промышленности. И если посмотреть в ретроспективе, то это отставание существовало и при Советской власти. Но зато у нас и тогда, и теперь - одна из самых низких в стране стоимость потребительской корзины.

Выступая перед работниками образования накануне учебного года, я под аплодисменты обнародовал «социалистическое обязательство» администрации: завершить к концу года выплату задолженностей по детским пособиям – когда-то она превышала 300 миллионов рублей, сейчас осталась ровно половина. В то же время в целом по Российской Федерации она с 1-го января по 1-е июня подскочила с 29 миллиардов до 36-ти. У нас искоренена черномырдинская практика задержек зарплаты и пенсий, уходя в отпуска, наши учителя получили все причитающиеся им выплаты.

- Цифры впечатляют, Юрий Евгеньевич. Но, как правило, успехи – лишь повод для постановки новых рубежей. Каковы, как говорится, на сегодня очередные задачи губернской власти?

- Газификация. Без бахвальства говорю: такого размаха Брянщина еще не знала. Если за годы Советской власти «голубое топливо» у нас получило всего 20 процентов села, то наши предшественники-«реформаторы» себя такой задачей почти не утруждали. За год едва осиливали 150 км газопровода. Мы утроили темпы, и каждый год прокладываем 450 км! Приплюсуйте сюда еще 10 тысяч газифицированных квартир в прошлом году. А в нынешнем ставим задачу проложить 1380 км и привести «голубое топливо» в 20 тысяч квартир! Звучит фантастикой, но освоим почти миллиард рублей!

- Секретами не поделитесь?

- Не поделюсь, хотя это, как говорится, секрет Полишинеля. Скажу лишь, что когда к нам за опытом приезжают гости из других областей, они только руками разводят. И делают вывод: результат таких космических темпов - организаторская работа администрации Брянской области. Для них, говорят, это неподъемная ноша.

- В страдную пору «битвы за урожай» вы часто бывали на полевых станах. Что больше всего волнует тружеников полей и ферм?

- Колоссальные ножницы цен, изношенность и дороговизна техники. Урожай так и просится в закрома, а сеять и убирать нечем. Лишь 20 хозяйств из 450 еще как-то могут обновлять свой парк. Вот почему мы пошли на создание за счет бюджетных ассигнований машинно-технологических станций. Сегодня их уже 24. Что это дало? За счет интенсивного использования техники производительность возросла в четыре раза по сравнению с бывшими колхозами и совхозами, а себестоимость оказалась в 2-2,5 раза ниже. Сейчас наша Дума тоже формирует финансовый план на будущий год, и я сделал депутатам заявку: крутитесь, как хотите, но бюджет должен быть бездефицитным. Однако предусмотрите в нем 300 миллионов рублей для моего личного резерва.

- Пресса то и дело сообщает о голодовках «чернобыльцев», которых лишают положенных выплат и пособий. Видишь картину какого-то тотального наступления предыдущих правительств на права этих больных и трижды несчастных людей. Однажды в телеинтервью вы с горечью посетовали, что и ваши думские друзья из фракции КПРФ подключились к постыдной кампании сокращения льгот ликвидаторам чернобыльской катастрофы. Что это была за история и как с выдачей пособий обстоит в области?

- Да, Чернобыль – особая боль. С правды об этой вселенской трагедии и началась моя политическая карьера. А та горькая реплика была вызвана поведением нашего бывшего первого секретаря обкома КПРФ Олега Шенкарева, который снискал себе репутацию врага «чернобыльцев». Под разными надуманными предлогами он сумел провести в Думе ряд решений, которые намного уменьшали ликвидаторам их льготы. К великому сожалению, за эти драконовские законопроекты голосовали и многие члены фракции КПРФ прошлой Думы.

С другой стороны происходит – вы правильно подметили – тотальное и волюнтаристское сокращение числа населенных пунктов, отнесенных к зараженной зоне. Так, правительство с подачи МЧС приняло решение, в котором росчерком пера «оздоровило» 3.800 городов и сел по всей России, в том числе и на Брянщине. Естественно, с изъятием огромного количества социальных выплат. Причем, воровским путем. Мы обращали внимание тогдашнего вице-премьера О.Сысуева на недопустимость такого издевательства над людьми. Он пообещал внять нашим доводам, а сам протащил это позорное решение, после чего я публично обвинил его на заседании Совета Федерации во лжи и надругательстве над больными людьми.

Мы, главы Брянской, Тульской, Орловской, Калужской областей, пострадавших от радиоактивного заражения, обращались к премьерам всех правительств – от Черномырдина до Степашина. Убедительно, с цифрами в руках, просили восстановить компенсации пострадавшим. Как об стенку горох! За счет «гробовых» решили пополнить казну. Несчастных людей со всеми их бедами и трагедиями отодвигает на задний план статья «бездефицитного бюджета». Вы можете понять наше возмущение, если в числе исключенных из льгот оказался ряд городов и сел, где диагностирован рак щитовидной железы у детей. В то же время за все годы Советской власти в Брянской области не было ни одного заболевания этой смертельной болезнью. Половина детей с ужасным диагнозом, проживающих на так называемых «чистых» почвах, не получают никаких льгот и компенсаций, даже бесплатного проезда к санаториям и лечебницам. Недавно мы направили письмо В.Путину, и он распорядился провести новые замеры на территориях, «дезактивированных» г-ном Сысуевым и иже с ним

В стране существует позорная практика, когда льготы и компенсации определяются тем, насколько земля заражена цезием в данное время и какую дозу облучения ты получаешь сегодня. При этом совершенно не принимается во внимание радиоактивный йод, который тебя облучил, сделал тебя инвалидом и бесследно исчез. А правильнее, человечнее, законнее было бы определить совокупную дозу облучения - с 1986 года.

- Юрий Евгеньевич, каково ваше отношение к реформе Совета Федерации? Не будет обидно, если вы – избранный глава администрации - перестанете представлять народ Брянщины в верхней палате, а вынуждены будете делегировать туда своего малоизвестного представителя?

- Как государственник, я давно выступал за укрепление властной вертикали. Вы знаете, я два года судился с Б.Ельциным, который «кровавой осенью» 93-го незаконно отстранил меня от должности. И все же, когда меня в 1996 году вновь избрали главой администрации области, не считал, что должен был полностью независим от главы государства. Помню, «Брянская газета» вынесла в шапку слова из моего интервью: «Юрий Лодкин: глава администрации области должен назначаться президентом».

Да, по Конституции я сегодня фактически не подчиняюсь президенту Российской Федерации – разве это не нонсенс? Как же ему проводить единую политику на территории всей страны? Я убежден: он должен назначать главу администрации, края, республики по представлению или согласованию с законодательным органом этого субъекта федерации. Так мы ликвидируем верхний излом власти. Но есть еще и нижний. Поэтому и глава администрации района, города, муниципального образования должен назначаться главой администрации области – по рекомендации или согласованию с представительным органом власти местного самоуправления. Бесконтрольность власти вредна ей самой.

- Юрий Евгеньевич, читая местные газеты, я сразу обратил внимание на прицельной критики в ваш адрес. Особенно изощряются печатаемые в Орле газеты «Социальная поддержка…» и «Надежда». Но ведь рост экономики области может не заметить только слепой. Когда страна в глубочайшем кризисе и ее население вымирает со скоростью 750 тысяч человек в год, видимо, трудно ожидать «оазиса коммунизма» в отдельно взятом регионе. И все-таки чем не угодил Лодкин авторам публикаций?

- Дело не в персоналиях. Будь на моем месте другой, его шельмовали бы с неменьшим азартом. В России в результате криминальной приватизации общенародной собственности появились большие группы людей, имеющих огромные деньги. Видимо, нажитые неблаговидным путем. Сегодня им очень хочется поучаствовать в переделе собственности, для чего они изо всех сил стремятся пробиться к рычагам местной власти. Но для этого им надо заручиться поддержкой населения, ведь Брянщина на пороге губернаторских выборов.

И не случайно к нам вброшен десант неких «благодетелей», которые из «бескорыстной любви к народу» готовы с себя снять последнюю рубаху. Их задача – компрометировать местную власть, завоевывать симпатии шумными популистскими акциями. Людям навязывают лидеров всевозможных «движений социальной поддержки», о которых они раньше слухом не слышали. Ведь упомянутые вами газеты, выходящие почти полумиллионными тиражами, раздаются совершенно бесплатно. Из каких, извините, средств печатается это море макулатуры? Ее засовывают в почтовые ящики, раздают на публичных мероприятиях. Более того, на них уже организована «бесплатная подписка» на следующий год, хотя этих изданий нет в подписных каталогах. От всего этого популизма за версту отдает мошенничеством. Но на некоторых действует.

Такой опыт «борьбы за электорат» уже опробован на Урале, Тамбовщине. Там один из варягов, набравших в первом туре определенное количество голосов, пытался по очереди «продать» их прошедшим во второй тур кандидатам. В конце концов, получил должность зам.главы администрации по экономике, после чего в два счета обнаружилась его бездарность и никчемность. Вскоре его сбагрили представителем Тамбовщины в Москве.

- Но там – Черноземье, а в чем привлекательность Брянской области?

- Прежде всего в том, что она - пограничная. Это ворота в Западную Европу через Украину и Белоруссию. Оборонка, большой железнодорожный узел, международный аэропорт. Вот почему, как нам стало известно, для завоевания голосов брянцев брошено три миллиона долларов. Как руководитель области считаю себя обязанным оградить население от нашествия подобной саранчи, обеспечить землякам свободное волеизъявление и действительно честные выборы.

Беседу вел

Александр ГОЛОВЕНКО.

Автор Александр Головенко
Александр Головенко — журналист, бывший обозреватель Правды.Ру и корреспондент газеты "Правда"
Куратор Олег Артюков
Олег Артюков — журналист, обозреватель отдела политики Правды.Ру *
Обсудить