Петр Ермилин: на юге Европы устанавливается новый мировой порядок

По большому счету, события, произошедшие вчера в столице Белграда, мало чем отличаются от московских событий семилетней давности. Конечно же, в зеркальной своей противоположности.

Вроде бы, те же стратегические направления оппозиции: парламент, телевидение, телеграфные агентства, воодушевление народных масс. В начале октября 1993-го лидеры парламентской оппозиции режиму Бориса Ельцина ставили те же задачи, более того, самая, казалось бы, главная из них — взятие парламента, не встретила никакого сопротивления, которого и не требовалось: парламентарии наоборот нуждались в народной поддержке.

Иначе дело обстояло с взятием телевидения и телеграфных агентств: здесь режим Ельцина выставил такие дозоры, что у безоружных демонстрантов не хватило бы никаких сил взять эти объекты.

Ну и третье, насчет воодушевления народных масс. В этом смысле вчерашние события в Белграде больше смахивают не на октябрьские события 1993 года, а на августовские 1991-го. Тогда в столице России, точно также, как и вчера в столице Югославии, бесплатно раздавалось спиртное желающим: лишь бы отстаивали "правое дело". Кстати, много позднее органы правопорядка Москвы выяснили, что все три последних Героя Советского Союза, погибшие в августе 1991-го, были пьяны. От воздействия бесплатного спиртного они и лезли под… отходящие танки…

И все же общее между памятными событиями в Москве в августе 1991-го и октябре 1993-го со случившимся вчера в Белграде есть: в первую очередь, это позиция Запада. В обоих московских конфликтах властвующие элиты западных стран поддерживали Ельцина. И дело здесь не в декларируемых, аж уши глушит, демократических ценностях. Сегодня достаточно лишь взглянуть на собственников крупнейших, бюджетообразующих российских предприятий: иностранные компании либо напрямую, либо через посредников являются их собственниками, миноритарность которых вызывает большие сомнения… Очевидно, что российская промышленность была платой Ельцина за его удержание у власти.

В Югославии все иначе. Милошевич уж давно объявлен официальным врагом Запада в первую очередь из-за геополитических интересов. Он заранее, до какого-либо суда объявлен международным преступником (хотя если и сидеть ему на той скамье подсудимых, то только вместе с Клинтоном, Блэром, Колем, Шредером, Олбрайт и другими).

Поэтому, хоть в последнее время и распространяются международными агентствами сомнения в лояльности Западу Коштуницы, по всей видимости, это пиар направлен в основном на сербов. Воислав Коштуница, объявивший, как когда-то и Александр Руцкой, о своем вступлении в должность президента, имеет много больше шансов, чем его российский предшественник занять кресло главы государства. Его хочет Запад.

Кстати, в этой связи показательно и выступление перед журналистами вчерашнее выступление российского лидера. Владимир Путин заявил о необходимости единства народа Югославии. Некоторые наблюдатели в Москве сразу прокомментировали: на фоне горячих событий в Белграде это заявление говорит о растерянности хозяина Кремля. Отнюдь: Путин знал, что говорил. Это, в общем-то, нетрудно понять и всем, кто пристально следит за событиями на юге Европы. Владимир Путин имел ввиду Черногорию, устами своего президента заявившую, что в случае победы Слободана Милошевича республика выйдет из состава СРЮ. Так что можно сегодня говорить и о том, что вследствие желания Запада Коштуницу хочет и Россия. Хочет вынужденно, поскольку, принимая в расчет российское общественное мнение, Москва вынуждена предоставить Слободану Милошевичу, в случае необходимости, политическое убежище.

Другое дело, что Югославия была последней страной, где Россия разыгрывала карты в качестве крупного международного игрока. Гибель подлодки "Курск" не дала Москве вовремя вывести свои корабли в Средиземное море, где военный баланс, возможно, не позволил бы ей оказаться в нынешнем положении проигравшего в геополитической борьбе за юг Европы. С иной же стороны, Москва, в силу финансовых затруднений, ничего не могла противопоставить и тем десяткам миллионов долларов, которые выделили США на смещение Слободана Милошевича. Не исключено, кстати, что именно на деньги американских налогоплательщиков бурно выпивала и дебоширила вчера оппозиция в Белграде.

Подведем итоги. Составляющими победу Коштуницы во взятии власти в Югославии вчера оказались: во-первых, вложенные финансы Запада в отстранение Милошевича от власти. Во-вторых, хорошие информационные ресурсы и технологии. В-третьих, организация события по всему миру (заявления глав западных государств следовали каждые пятнадцать минут — раньше такого одновременного изложения позиций не бывало).

Ну и последнее. У Хасбулатова с Руцким в октябре 1993 года был шанс одолеть Ельцина, он заключался в том, чтобы больше действующего президента понравиться западным лидерам. Не удалось: видимо, у них тоже не всегда любовное отношение к чеченцам. Но даже если бы они понравились, в современной истории мало бы что изменилось: от смены фаворитов Запада суть их политики в стране не меняется.

Хасбулатов и Руцкой, в отличие от Коштуницы, Западу не понравились. Именно поэтому у Белого дома состоялись массовые расстрелы защитников демократии. Именно поэтому Хасбулатов и Руцкой, по закону — действующие правители России на тот момент — отсидели определенный срок в "Лефортово"…

Автор Петр Ермилин
Петр Ермилин — журналист, редактор "Правды.Ру"
Куратор Олег Артюков
Олег Артюков — журналист, обозреватель отдела политики Правды.Ру *
Обсудить