Анатолий Лукьянов: Путин Продолжает политику Горбачева и Ельцина

Сегодня наш гость – Анатолий Иванович Лукьянов, бывший заведующий общим отделом ЦК КПСС, бывший председатель Верховного Совета СССР, бывший политзаключенный московской тюрьмы «Матросская тишина» в связи с подозрениями в причастности к ГКЧП, ныне депутат Государственной думы трех созывов, член фракции КПРФ, председатель Комитета по государственному строительству.

- Анатолий Иванович, Вы – один из руководителей оппозиции в России и неоднократно высказывали критические замечания в адрес руководства страны. Что Вы можете сказать о двух российских посткоммунистических лидерах - Ельцине и Путине. Что, по-вашему, может принести стране нынешний президент - хаос или созидание?

- На мой взгляд, Путин последовательно проводит практически ту же политику, которую проводил Ельцин. Она упакована в оболочку патриотических намерений, связана с регулярными выходами на широкую публику, во время которых президент Путин отвечает на самые различные вопросы и выглядит достаточно демократично. В то же время его политика последовательна и является внутренне жесткой. Она подразумевает постепенный уход государства из сферы экономики, то есть, шаг за шагом осуществляется старый лозунг ельцинского премьера Егора Гайдара «государство - вон из экономики».

Во всем мире происходит иной процесс. Там повсеместно растет влияние государства на экономику, все большие средства идут через государственный бюджет. Много денег вкладывается в социальные программы, идет выравнивание диспропорций между уровнями жизни различных слоев населения. Это делается за счет увеличения налоговой составляющей для богатых слоев населения, прежде всего, через прогрессивный подоходный налог.

В России все происходит наоборот. У государства почти не осталось приоритетов в экономике. Распродаются последние 500 крупнейших предприятий. Например, «Славнефть», которую пытаются пустить на продажу. Хотя, если соблюдать букву закона, такие предприятия не подлежат приватизации, потому что это совместное предприятие России и Белоруссии. Практически только 15-17% предприятий остались в собственности государства. Так что в этом смысле мы пошли далеко назад.

Премьер-министр Касьянов, находясь в Риме, заявил, что для правительства России приоритетном является не защита государства, а защита собственности и собственников. Президент Путин сказал, что в течение прошлого десятилетия, власть в стране была приватизирована группой лиц. Эта группа лиц может поменяться в смысле фамилий, но не в смысле направления деятельности правительства и президентской власти.

То есть, молодые и наглые хищники выжили старых?

- Ничего подобного. Эти хищники расхитили и разрушили производство в процессе первой приватизации. Они обогатились за счет того, что крупнейшие предприятия страны продавались за 5-6 процентов от их реальной стоимости. Потом произошел второй передел собственности, когда был, выдвинут лозунг: «надо делиться». Сейчас идет третий, он осуществляется путем мнимого банкротства и захватил уже почти треть предприятий.

Что касается взаимоотношений с парламентом, то Ельцин вел откровенную войну с Государственной Думой. Он не только расстрелял в 1993 году последний советский парламент – Верховный Совет РСФСР, но и дважды намеревался разогнать Думу.

Это было, когда Дума приняла постановление о денонсации Беловежских соглашений (После соглашения последовал развал СССР). Второй раз в мае 1999 года, когда Дума была близка к осуществлению импичмента президенту. Ельцин об это прямо говорит в своих воспоминаниях.

А Путин поступает иначе. Вспомним опыт первых Государственных дум начиная с 1906 года. Первые две Думы были разогнаны царем, а в третьей Думе, по настоянию умных советников типа Сергея Витте, было создано большинство, которое защищало интересы царского правительства. То же самое происходит сейчас.

В Думе создана коалиция, которая делает все возможное и невозможное, чтобы любое предложение президента и правительства, часто заведомо не годное, было одобрено Думой. В эту коалицию входят фракции – «Единство», «Отечество - вся Россия» и примыкающие депутатские группы «Регионы России» и «Народный депутат». По многим вопросам с ними контактируют фракции «Яблоко», «СПС» и «ЛДПР».

Эта коалиция призвана не только проводить политику президента в земельном, трудовом, налоговом, пенсионном законодательстве, но и нейтрализовать левые силы. Это происходит путем голосования. 260 голосов имеют эти объединенные фракции, и примерно 130 имеют коммунисты и аграрно-промышленная депутатская группа.

Сложности для проправительственных фракций складываются тогда, когда надо принять конституционный закон или преодолеть вето. Здесь им довольно трудно, потому что надо иметь 300 голосов. Таким образом, эта политика абсолютна ясна. Речь идет о создании слабого парламента, работающего как цех, послушно штампующий заготовки правительства и президента.

Что касается внешней политики. Определенное время даже левые силы поддерживали внешнеполитические акции президента. Речь шла об улучшении отношений с такими странами, как Вьетнам, Северная Корея, Куба, Индия, Китай, о наведении мостов с арабскими странами, что являлось позитивным фактором. Но теперь Россия все дальше и дальше втягивается, прежде всего, действиями самого президента, в сближение с НАТО, в ликвидацию наших баз, в подрыв наших устойчивых связей с Арабскими странами и, наконец, в уступки США по ПРО, и по многим другим вопросам.

- То есть, Вы считаете, что президент занял недостойную позицию, когда узнал, что американцы нарушили закон по ПРО и устранился от политических оценок?

- Я думаю, что такая позиция не дальновидна. Это есть повторение того курса и тех методов решения внешнеполитических вопросов, которые применялись Михаилом Горбачевым в последнее время его нахождения у власти. При советской власти любые переговоры велись с тщательной записью и затем поступали для обсуждения в Политбюро и Правительство.

Достаточно часто после этого в позицию руководителей СССР вносились коррективы. Представитель страны, перед тем, как ехать за рубеж, получал директивы, какую он должен проводить политическую линию. Таким образом, существовал контроль за индивидуальными переговорами лидеров.

Горбачев начал это правило ломать, когда «приватно» провел переговоры с Рейганом в Рейкъявике в 1986 году, с Дж.Бушем-старшим на Мальте в 1989 году, и с Колем в Архызе в июне 1989 года по поводу воссоединения Германии.

Сегодня мы видим, что переговоры руководства страны идут опять в индивидуальном порядке, Государственная Дума по крайней мере не получает данные о ходе этих переговоров. Таким образом, у руководства и у президента развязаны руки для самостоятельного решения очень больших вопросов, которые должна решать страна в целом, Парламент и Правительство.

Продолжается порочная ельцинская практика переговоров по государственным вопросам без галстука. На данный момент представительные органы практически убраны из этой тонкой сферы международных отношений.

То есть, сейчас стиль руководства страной можно охарактеризовать как «что хочу, то и ворочу»?

- В политике подобная постановка вопроса не приемлема. Ловкий и точный политик всегда заинтересован работать так, чтобы все считали, что он все правила и традиции соблюдает, всю важную информацию сообщает. Но одно дело слова, другое – дела.

Возьмем кадровую политику Президента, она так или иначе, привела к засилью «Северного альянса». В то же время Путин ведет себя достаточно осмотрительно, умело. Сегодня он уже опытный политик. И его политика остается последовательной, осуществляется достаточно жестко, и с достаточно большим количеством новых методов, которые связаны с созданием внутри общества, внутри парламента, внутри общественных организаций, таких структур, которые полностью подчинены политике президента.

То же происходит и со средствами массовой информации. Здесь политика властей такова, чтобы полностью выдавить патриотов из средств массовой информации. Если они появляются на экранах телевизора, в печати, то обычно или их позиция искажается или заранее разработаны методы противопоставления позиций, или просто им не дают слово.

Несомненно подобная политика будет проводиться и в других сферах. В местных представительных органах мы увидим создание таких же пропрезидентских блоков, как это сейчас происходит в Думе и в Совете Федерации.

В регионах во время местных выборов будет происходить повторение того, что было сделано в Москве. Когда создается единый список послушных кандидатов в депутаты. Это будет регулируемый процесс - то, что называется регулируемой демократией. Фактически же это постоянное наращивание авторитарных методов правления.

В этих условиях надо определяться политической оппозиции, в том числе и Компартии. Думаю, что состоявшийся съезд партии и съезд Народно-Патриотического союза позволяют выявить основные направления действий по оказанию сопротивления этому пагубному курсу погружения в бездну. Это очень серьезный экзамен для коммунистов и всех патриотов.

Прежде всего патриотам надо четко и точно определить характер власти в стране, назвав ее такой, какой она есть: это власть нового коррумпированного капитала, тесно слитого с олигархией и криминальным миром, это власть, которая принадлежит меньшинству и навязывается большинству населения, это власть, которая продолжает путь, в ходе которого все больше усугубляется пропасть между бедными и богатыми. Уже сегодня эта пропасть достигает соотношения 1 к 40.

Второй важнейший элемент этой политики должен быть связан с движением снизу, то есть, с завоеванием позиций на периферии, на местных выборах, овладением большинством мест на низовом уровне в органах местного самоуправления, созданием той базы, с которой можно двигаться в верх. Это показали выборы в Молдавии, где коммунисты пошли путем создания мощной патриотической базы в местных органах власти, с тем, чтобы потом выйти на более высокий уровень власти. Это разумная политика, она подтверждается движением левых, которое существует сегодня во многих странах мира.

Третье – это использование всех демократических рычагов для того, чтобы сделать нынешнюю власть прозрачной. Когда патриотические газеты, например «Советская Россия», стала систематически публиковать, то, как голосуют депутаты в Думе, мы сразу увидели результаты. Теперь уже многие депутаты, прежде чем нажать кнопку, тысячу раз подумают, что они скажут своим избирателям. И неудивительно, что правые начали требовать в Думе и в Совете Федерации ни в коем случае не допускать публикации итогов голосования. Они боятся народного контроля. Этот путь очень важен. Он должен дополняться требованием систематической отчетности всех депутатов перед избирателями.

Одновременно следовало бы принять законодательные акты о порядке отзыва избирателями тех депутатов, которые не выполняют наказы и требования населения. И мы будем публиковать данные о том, кто голосовал за трудовой кодекс, за земельный, за пенсионные законы. Кто, например, в Думе проголосовал за то, чтобы ветеранами считались только лица, награжденные орденами и медалями? Десять лет человек труда вообще не награждается ничем, он ушел с экранов телевидения и прессы. Левые патриотические силы должны появляться в интернете, создавать свои средства массовой информации, работать в массах везде, где только возможно.

Надо наращивать работу среди населения, широко вовлекать в это дело молодежь. Только за последнее время более 55 тысяч молодых людей до 30 лет вступили в Коммунистическую партию Российской Федерации. Это должна быть работа с каждым человеком. Ни телевидение, ни газеты, ничто не может заменить прямого общения с людьми. Это главный рычаг, которым должна пользоваться оппозиция и коммунисты. О нем многократно говорил В.И. Ленин, идеи которого сегодня актуальнее, чем когда-либо прежде.

Беседовал Илья Тарасов

ПРАВДА.Ру

Куратор Олег Артюков
Олег Артюков — журналист, обозреватель отдела политики Правды.Ру *
Обсудить