Сергей Шаргунов: Отчаиваться не Надо! Я рассказал о другом герое

Около сорока тысяч молодых прислали свои сочинения на конкурс общенациональной литературной премии «Дебют-2001», широко разрекламированной в СМИ. В преддверии Нового года состоялось подведение итогов и награждение: пять победителей в пяти номинациях. Лауреат в номинации «крупная проза», автор повести «Малыш наказан» Сергей Шаргунов заявил, что… премиальные деньги – 2000 долларов – он отдает заключенному Лефортово Эдуарду Лимонову. Студент 5 курса факультета журналистики МГУ поверг буквально в шоковое состояние российскую интеллигентскую «элиту».

Корреспондент ПРАВДЫ.Ру поздравил Сергея с победой и попросил его рассказать о мотивах своего решения, а также поделиться новыми творческими планами…

- Решение далось нелегко. Я автор «Нового мира», и моя повесть была расхвалена жюри. Я понимал, что мое заявление вызовет неоднозначную реакцию. Действительно, лица многих доброжелателей мигом перекривило… Но я продемонстрировал свою независимость. А главное — я бы потом мучился, поступи я по-другому, не отдай денег Лимонову… Я не лимоновец, и это подчеркиваю. Но Эдуард Вениаминович должен быть освобожден. Я внес свой скромный вклад в дело освобождения талантливого человека, которому Система предъявляет фантастические обвинения… Утверждают: он готовил создание русской республики в Казахстане. И клеят Лимонову чудовищные статьи УК, хотят сгноить ни за что всемирно известного писателя! Как можно молчать! Ну вот, я не промолчал. Дело не в премиальных купюрах, 2000 долларов, а в том, что я попробовал привлечь внимание общественности к судьбе Эдуарда Лимонова.

- Как и где это происходило? Какова была реакция на твой шаг окружавшей тебя публики?

- Происходило с помпой и оркестром в ресторане «Прага». Вся именитая публика была в сборе. Министр культуры, писатели, издатели… Может, я испортил кому-то пищеварение… Но многие горячо хлопали и кричали мне: «Браво!» Честные и разумные люди меня, разумеется, поддержали и поняли, что я имел в виду.

- О чем твой роман "Малыш наказан"? Его основная идея?

- О любви. Идея — любовная. Юный герой и его страсть к некой коварной даме-драгдиллерше. Жесткая, яркая вещь. Сейчас про любовь пишут редко, сейчас общество кастрировано, подавлено сальной похабщиной. Я рассказал про других героев.

- Над чем работаешь в данный момент?

- Я отрываюсь на это интервью прямо от своей работы над новой повестью. О правильном положительном герое. Он знаком с травмирующими реалиями современности, но выбирает другой путь - прямой, а не грязное бездорожье… Я думаю, сегодня востребован правильный герой — не наркоман, не педераст. В каком-то смысле, я выполняю заказ. Заказ, продиктованный мне моим мировоззрением. Я надеюсь высветить все убожество, всю эстетическую отвратность распаденцев. Хочу поддержать здоровых людей, и нашей молодежи подать пример новым героем.

- Сергей, какими тебе видятся перспективы русской литературы, скажем на ближайшие 20 лет? Не захиреет ли она окончательно?

- А кто сказал, что она захирела! Русская литература НЕИЗБЕЖНА. Есть вечный человеческий тип, есть образность мышления. Значит, неистребима литература. И вообще, что бы не происходило с текстами, народ у нас не теряет творческих сил, внутренних пламенных красот. Конечно, круг читателей сужается. В метро каждый третий мертвецки уткнулся в глянцевый томик, потребляют детективы, боевики… Но ведь в этом дешевом чтиве находят сильных героев. А вот серьезной, якобы качественной литературе сегодня явно не хватает динамизма и героизма.

- Сергей, каковы для тебя критерии настоящего, качественного произведения литературы - реального, как еще говорят?

- У всех разные вкусы. У нас, наверняка, с тобой разные. Ты затронул вопрос субъективный и тонкий. Я люблю, когда произведение царапает глаз, когда стреляет. Я недавно обмолвился, что сейчас появилось очень много неинтересной, слякотной прозы, которой не хватает жизни и полета. Всегда был полет в русской литературе. В ответ маститые критики приписали мне, будто я хочу всех заставить «писать, как Куприн». Куприн был для своего времени остро свеж. Я, наоборот, за развитие литературы! Не нужно ее умерщвлять, а нам вместо свежих плодов подчас подают какие-то тухлые котлеты.

- Сергей, существует ли сейчас проблема "отцов и детей" в литературе? Есть ли взаимопонимание со старшим пишущим поколением? Каким видится "герой нашего времени" молодому литератору?

- Всегда было отчуждение между поколениями, трещина пробегала между предком и отпрыском, но новое время берет степенью этого неродства. Целый океан разделяет советское и новое племя. Многие жители Старого Света сквозь плеск и рокот пытаются расслышать новых. Мучаются непониманием. Кто-то отваживается пуститься в плавание, и изведать остров молодых. Впоследствии "мореплаватели" травят байки, используя прием, известный издревле, когда к достоверным чертам чужеземцев примешивались их сказочные "песьи головы"… Океан времени слизывает старый остров, и остается новое племя, обреченное на свое одинокое, обособленное от прошлого развитие.

Кто в силах воспрепятствовать фатальному разрыву между поколениями? Я полагаю, именно молодые, с их энергичностью и любознательностью. Молодые способны адекватно объяснить себя. Нужны послы Нового Света, которые причалят к старому острову. Связующая роль прежде всего отведена молодым писателям.

Вы спрашиваете про героя нашего времени… Все разные в наше время хаоса. Моя задача — показывая многоцветье современных характеров, насаждать определенный, близкий мне образ героя, вывести этот образ.

- Сергей, Ваше жизненное кредо.

- Отчаиваться не надо. Надо смело преодолевать бред, распад и небытие, которое норовит сомкнуться над головой. Моя новая повесть называется: «УРА!»

Беседовал Сергей СТЕФАНОВ

Куратор Олег Артюков
Олег Артюков — журналист, обозреватель отдела политики Правды.Ру *
Обсудить