Герой советского союза Евгений Зеленов: Если Командир теряет бдительность, Он Может потерять людей. Возвращаемся к теме о полковнике Будан

Депутат Государственной думы Евгерний Зеленов, член Комитета по обороне, член постоянной делегации Государственной думы РФ в ПАСЕ только что вернулся из своей очередной поездки в Чечню, на этот раз он ездил по приглашению командующего Северо-Кавказского округа проведать своих избирателей, призывников от Новгородской области. Евгений Алексеевич привез землякам подарками, которые собрали предприятия, школы области, просто жители Новгорода.

О своих последних впечатлениях он рассказывает корреспонденту ПРАВДЫ.РУ

- Обеспечение боевой техникой в Чечне сейчас составляет менее 50 процентов от штатного количества, а в некоторых частях менее 20 процентов, но там люди продолжают нести службу. Что касается других видов обеспечения, то питание хорошее, даже очень хорошее по сравнению с пунктом постоянной дислокации. Я вспоминаю рассказы отца о том, что во время Великой Отечественной войны из тыла части рвались на фронт, чтобы наестся. Сейчас, конечно, не очень рвутся, но кормят действительно неплохо.

Конечно, при этом бытовые условия там по-прежнему очень тяжелые. Живут в палатках не раздеваясь месяцами.

- А что, там бань нет?

- Есть, конечно. Первое, что там строят, это бани, чтобы вшей не было и чтобы себя человеком чувствовать.

- Какая там зарплата?

- В среднем около тысячи долларов в месяц. Столько же платят в Югославии нашим миротворцам, но условия боевой работы все равно сравнивать нельзя. В Чечне идет минная война. Не только инженерно-саперный дозор, но любой человек может легко попасть на мину. Это не от того, что военные не очень профессиональны, а потому что там сейчас мины лежат дистанционные.

А знаете, кто мины закладывает? Мальчишки по 15 лет, за закладку платят по 200 долларов, а когда мина придет в действие, то в зависимости от ущерба. Если взорвется машина. полная военных, там награда может быть и десять тысяч долларов. Но ждать многим лень, просто кого-нибудь дожидаются и подрывают. За саперов платят пару тысяч долларов.

- Причем подростки это делают из экономических соображений, чтобы помочь матерям, хотят принести домой деньги. Все это знают, все привыкли.

- На моих глазах в эту поездку произошел случай, когда наш дозор поймал двоих мальчишек с поличным, с минами в руках. Задержали их. Улики против подростков - вот они, здесь. Так местные, в том числе и милиция начинают их защищать, говорить, что мальчишки ни при чем.

- А чего стоит заявление Квашинна, что в Чечне осталось всего 1500 боевиков. Нельзя, конечно, точно сказать о количестве. Но, там в Чечне говорят, что их, как минимум, раз в пять больше.

- Надо просто пообщаться с теми, кто там находится. Сейчас Грозный не контролируется федеральными войсками. Стрельба происходит и днем, не только ночью. Раньше такого не было, Боялись. Наступит скоро лето, явно опять будет активизация. Бандиты собираются координировать свое движение. Да, сейчас бандитов, которые сидят в своих закоулочках, может быть и две тысячи. Но боевиков-то намного больше. По первому свистку мирный житель берет свой автомат, гранатомет и вперед.

Вот идет тракторист, пашет поле, душа радуется. Но этот человек едет на тракторе. И с большой долей вероятности можно сказать, что это бандит. Он знает, где можно пахать, знает, что не взорвется. Или пастухи - они нередко основные передатчики информации о движении наших колонн. Конечно, нельзя так называть любого пастуха или механизатора. Но при полном отсутствии оперативно-розыскной деятельности вообще ничего нельзя сказать определенно. Сейчас говорят, что надо выводить войска. Но как их выводить, если ситуация не находится под контролем?

Как только прекращаются активные боевые действия, это сразу идет на пользу бандитам. Как только мы решили, что закончили воевать и остановились, то большие силы рассредоточились по населенным пунктам и занимаются такой местной работой. Это, я считаю, второе предательство. Первое предательство совершил Лебедь, когда остановил всю войну практически накануне полного уничтожения бандитов. Сейчас ситуация схожая. Опять мы подходим впритык к тому, что собираемся выводить федеральные силы.

Вот сейчас судят полковника Буданова, командира танкового полка. Я понимаю, что он должен отвечать. Я в этом уверен. Но тащить его на место преступления в Чечню, как предлагают некоторые "правозащитники"… Я категорически против. Что, судить его там по законам шариата? Может, его еще в Турцию отправить? Или в Европейский суд?

Я думаю, что психика полковника Буданова нарушена до крайности. Можно представить состояние командира, у которого убивают одного, второго, третьего солдата убивают, а ты за них в ответе. Ему снятся эти убитые солдаты, растерзанные, разорванные минами, пулями, снарядами. Тут любая психика нарушится. А если при этом он еще знает, что его солдат сняла снайперша… Он в каждой женщине видит эту снайпершу.

- Он виноват, да. Он это совершил. Но причин побудивших его это совершить, у него очень много было.

- Я понял, что этот командир, у него только одна мысль была в голове (а он не гуляка был, не пил), выполнить боевую задачу и сохранить людей. Я когда беседовал в Чечне с командиром бригады и командирами частей, они там в Чечне все очень переживают по поводу этого случая. Командиры мне говорили: бывает такое состояние, что ты вокруг видишь только врагов. У них обостренное до ненормальности чувство ответственности за солдат. Они идут колонной и смотрят на каждого прохожего, подозревая увидеть в нем врага. Все время жжет сознание эта мысль. Однако если эту мысль сгладить, расслабиться значит, где-то может быть сбой. Если они командир потеряет бдительность, значит, он потеряет людей. И командир этого не может допустить. Он все время об этом думает.

Поэтому мы и говорим, что служить год - это много. Срок службы не должен превышать три месяца, а потом полнейшая реабилитация психологическая, с привлечением психолога, психиатра. Это обязательно надо делать.

Беседовала Инна НОВИКОВА

Куратор Олег Артюков
Олег Артюков — журналист, обозреватель отдела политики Правды.Ру *
Обсудить