Наш ответ прибалтике

Владимир Путин примет участие в пуске первой очереди морского порта Усть-Луга, а также в открытии морского торгового порта Приморск в Ленинградской области. Об этом сообщил пресс-секретарь главы государства Алексей Громов. Президент осмотрит нефтеналивной терминал и резервуарный парк, пульт управления загрузочной эстакады, систему управления движением судов порта Приморск.

Приморский нефтеналивной порт - конечное звено Балтийской трубопроводной системы (БТС), предназначенной для экспорта российской нефти в обход стран Балтии. После распада СССР в 1991 году страны Балтии фактически получили монополию на перемещение грузов из России в Европу морским путем, поскольку на российском побережье Финского залива не существовало значительной портовой инфрастуктуры. Сегодня сборы от транзита российских грузов составляют 20-25% бюджета Эстонии и Латвии.

Нефтеналивной терминал в Приморске, вкупе с каналом для подхода танкеров и выводом их в акваторию Балтийского моря должен, как минимум, возместить для России убыток от «прохода» черного золота по прибалтийским путям. И, в конечном итоге, эта труба с выходом в танкерный фарватер через приморский терминал может стать одним из основных направлений для поставки каспийской нефти в страны Европы.

Таким образом, можно сказать, что Россия, впервые с начала 90-х годов решила создать конкурентоспособную транзитную базу для поставки собственных ресурсов за рубеж в том регионе, в котором главенствующие роли занимают страны, имеющие более выгодную в этом отношении позицию.

То же самое можно сказать и портовом комплексе в Усть-Луге. Морской торговый порт в Усть-Луге - новый перевалочный комплекс, сооружение которого ведется на берегу Финского залива в Ленинградской области. К настоящему времени в Лужской губе Финского залива завершено строительство первого пускового комплекса угольного терминала. Всего запланировано строительство 14 терминалов, на которых будут перерабатываться различные виды грузов: уголь, лес, металл, удобрения и т.д.

Экономический эффект очевиден: переориентация российского экспорта на вышеназванные порты даст ощутимый доход российской казне, который раньше оседал в карманах наших прибалтийских соседей, развитие соответствующей инфраструктуры и следовательно новые рабочие места.

Обязательно следует сказать о транзитном факторе. Через территорию России проходит большинство международных транспортных коридоров и не воспользоваться этим просто грешно. Один только транзит грузов по территории России может ежегодно приносить ей порядка 10 млрд. долларов. Помимо всего прочего строительство портов дает дополнительный толчок для экономического развития Северо-Западного региона.

Также стоит упомянуть и политический фактор. Экономика прибалтийских стран процентов на 30-40 зависит от транзита и прибалтийские государства, естественно, не собираются уступать своему соседу столь выгодный рынок транспортировочных услуг и помимо экономических мер (предоставлением иностранным перевозчикам более мягкого налогового режима и снижением тарифов) будут стараться и политически давить на Россию. Вот тут как раз и стоит поговорить о расширении НАТО на Восток, положении русскоязычного населения в странах Балтии и конечно о Калининграде.

Дмитрий Литвинович

"ПРАВДА.Ру"

Независимая газета:

"Транснефть" запускает БТС

Первый танкер отчалит в срок

Все дороги ведут в российские порты

Прибалтке придется потесниться

Росбалт.RU:

Министр транспорта РФ Сергей Франк: К 2010 году 90% российских транзитных грузов будут обслуживаться в морских портах РФ

Куратор Олег Артюков
Олег Артюков — журналист, обозреватель отдела политики Правды.Ру *
Обсудить