Алюминий «кинул» пассажиров. Становится ясно, Что алюминщики ведут не только энергетическую войну, а битву за прибыль по всем фронтам

Похоже, в России зародилась еще одна сила, вполне способная влиять на политику страны, по крайней мере, на внутреннюю. Это алюминиевая промышленность. Несколько месяцев назад компанию «Русский алюминий» наполовину в шутку, наполовину всерьез начали называть «Министерство алюминиевой промышленности». Как выясняется сейчас, «РУСАЛ», фактически, уже стал таким министерством «де-факто». Пока не «де-юре», но это дело поправимое, не правда ли?

Впрочем, возможно «РУСАЛу» и нет нужды становиться реальным министерством. Руководству компании и так не занимать влияния в российских регионах и федеральном центре. ПРАВДА.Ру уже рассказывала об энергетической войне, которая идет в Красноярском крае (КрАЗ сражается с «Красноярскэнерго» за льготные тарифы), которая закончилась в Иркусткой области полной победой «РУСАЛа» - компания просто взяла под свой контроль вторую по величине энергокомпанию в России - «Иркутскэнерго». Бьется за свои права алюминий и в других российских регионах, где имеет точки присутствия. К примеру, немалую роль на выборах в Нижегородской области играет алюминиевое лобби.

На днях на заседании правительства России было принято решение, полностью продиктованное интересами алюминиевых магнатов. С октября месяца государство прекратит регулировать цены на пассажирские перевозки по железной дороге в купе и СВ. Делается это лишь для того, чтобы покрыть убытки железнодорожников от перевозки цветных металлов по льготным тарифам. В основном – алюминия.

Предыстория этого вопроса такова: межведомственная тарификационная комиссия под председательством вице-премьера Виктора Христенко, на заседании которой и было принято это важное решение, утверждала унификацию тарифов для грузов, следующих через порты. Сейчас для таких грузов на территории России действует международный тариф, в 2-4 раза превышающий внутренний. С 1 августа он прекратит свое существование, железнодорожники же в обмен (а снижение тарифа, ясное дело, повлечет убытки), в качестве компенсации получат общее повышение внутреннего тарифа. Для угля, к примеру, тариф вообще не возрастет, для нефтепродуктов возрастет на 20 процентов. Для цветных металлов планировалось увеличить тариф на 200 процентов.

Если бы так и произошло, никто кроме алюминщиков не остался бы внакладе. Да и алюминий, по большому счету, остался бы при своих – такое увеличение внутреннего тарифа не сильно выше ныне действующего тарифа международного.

Однако глава «РУСАла» Олег Дерипаска просто не мог согласиться с такой постановкой вопроса. Как же так – уголь, нефть, черные металлы на унификации тарифов выигрывают, а алюминий – остается как был. Дискриминация. Именно так и именовали алюминщики свое положение, выступая на заседаниях правительства, на встречах с министрами.

И сумели пролоббировать свою точку зрения. Комиссия Христенко приняла удивительное решение – для цветных металлов тариф увеличивается на 100 процентов вместо 200. МПС в этом случае несет убытки в 2 миллиарда рублей в год. Но их железнодорожникам предлагают компенсировать за счет пассажиров – с октября государство откажется от регулирования цен на купе и СВ, оставив за собой регулирование цен лишь на плацкарт.

2 миллиарда рублей недоимок (читай – чистой прибыли алюминиевой промышленности) компенсируют из своих карманов обычные люди – пассажиры поездов дальнего следования.

Сейчас многие аналитики отмечают, что уже с октября цены на купейные и СВ- места в поездах дальнего следования приблизятся к цене билета на самолет на то же расстояние. Тем, кому такие цены не по карману, будут вынуждены ездить в плацкарте, или же вообще сидеть дома.

Хочется отметить, что далеко не каждому человеку по силам доехать в плацкарте от Владивостока до Москвы (9 дней). Но это ничего – главное, чтобы алюминий возить было дешево, чтобы РУСАЛ не дискриминировали. А пассажиры потерпят. Или дома посидят.

На самом деле ситуация просто удивительна. Совершенно незаметно, вдали от федеральной прессы, центральных СМИ в России вырос новый монстр, который медленно, но верно подгребает под себя ведущие отрасли России. Сейчас «РУСАЛу» удалось совладать с МПС и правительством. Чуть раньше в Иркутской области (ПРАВДА.Ру пристально следила за этой проблемой) алюминиевым магнатам удалось проигнорировать решения судов всех уровней – от местного до федерального, не обратить внимания на резолюцию президента России «Прошу обеспечить интересы государства», и взять под свой контроль фактически весь регион. Не так давно компания «РУСАЛ» приобрела пакет акций «Аэрофлота» - ведущего авиаперевозчика в России.

Что дальше? Уже сейчас в той же Иркутской области делаются попытки создать энергосистему, альтернативную РАО ЕЭС. Уже сейчас алюминий всерьез влияет на выборы в регионах России.

Зарождается государство в государстве? И не останется ли вскоре с таким размахом у федеральной власти одно название - «Власть», реально же денежные потоки и политику на большей части территории России будет контролировать одна компания, или министерство – кому как больше нравится – РУСАЛ?

Куратор Олег Артюков
Олег Артюков — журналист, обозреватель отдела политики Правды.Ру *
Обсудить