Проведение военных маневров в Каспийском море нарушит равновесие сил не в пользу России

Д-р Пируз Моджтахедзаде подтвердил необходимость дальнейшего изучения вопроса об определении правового статуса Каспийского моря, а также принятия Москвой более взвешенной позиции.

 В интервью корреспонденту ИСНА д-р Пируз Моджтахедзаде по поводу повторных заявлений Путина об использовании нефтяных запасов Каспийского моря и по поводу подписания двусторонних соглашений сказал следующее: «Путин повторил свои заявления, сделанные им сразу же после совещания в Ашхабаде. Они свидетельствуют о том, что Россия проявляет поспешность. В то же время для решения данной проблемы требуется терпение и тщательный анализ».

 Москва должна обратить внимание на исключительность сложившегося положения, аналогов которому нет как с исторической, так и с географической точек зрения. Эта исключительность заключается в том, что на побережье Каспия находятся пять государств, которые должны определить правовой статус этого моря и при этом обеспечить соблюдение национальных интересов всех сторон. Для этого требуется всестороннее изучение вопроса, а силой решить его невозможно.

 После совещания в Ашхабаде Путин заявил: «Мы будем решать проблему на основе двусторонних соглашений со своими соседями». Кроме того, он поставил вопрос о проведении военных маневров. Нет ни малейшего сомнения в том, что эти маневры в сочетании с попытками решения проблемы на двусторонней основе представляют собой военную угрозу, поскольку оба эти заявления были сделаны практически одновременно. Однако некоторые представители российского руководства попытались представить дело таким образом, что эта угроза направлена против нерегиональных государств. Фактически же они занимались демагогией и хотели ввести в заблуждение общественное мнение в прикаспийских государствах.

 Заявив о проведении военных маневров, Россия допустила большую ошибку, поскольку до сих пор стратегическая расстановка сил в Каспийском море была в пользу этой страны, а проведение военных маневров подтолкнет другие страны региона к ответным действиям, и расстановка сил изменится не в пользу России. Подобная поспешность Москвы приведет к тому, что такие государства, как США, которые ищут подходящий предлог, установят в регионе свое политическое и военное влияние.

 Д-р Пируз Моджтахедзаде пояснил, что пять прикаспийских государств прошли несколько этапов при определении правового статуса Каспийского моря. Первый этап начался с создания четырех новых государств после распада Советского Союза. Эти государства на совещании в Алма-Ате в 1991 году взяли на себя обязательства бывшего СССР в Каспийском море. Первый этап оказался успешным, поскольку он был связан с правопреемственностью. На втором этапе пять стран согласились с тем, что Каспий – это озеро и на него распространяются принятые ранее решения. Оно не может считаться международным. Таким образом с учетом географического положения, а также с учетом природных ресурсов этого озера на него должны распространяться монопольные права прибрежных государств, и особый правовой статус должен определятся только этими государствами. Никакой другой правовой статус, выходящий за рамки принятых пятью странами решений, не может иметь законной силы. В настоящее время именно такое положение имеет под собой правовую базу. Москва должна учитывать, что подобные заявления свидетельствуют о том, что она не стремится к сотрудничеству и предпринимает свои действия в одностороннем порядке для достижения своих собственных целей, а это не может быть приемлемым. Конечно, правительство России дважды официально объявляло о том, что оно считает незаконными любые действия, предпринимаемые для использования ресурсов Каспийского моря в условиях, когда пятью прикаспийскими государствами неопределен правовой статус моря. Однако подобные заявления, сделанные Путиным в преддверии третьего этапа, после двух предыдущих, полностью противоречат соглашениям, которые были достигнуты на предыдущих этапах процесса определения правового статуса Каспийского моря.

 Москва может заключать двусторонние соглашения, что естественно противоречит принятым к настоящему времени решениям. Однако такие действия подтолкнут другие страны Каспия к подобным шагам. В таком случае, если Россия достигла соглашения с двумя своими соседями, Казахстаном и Азербайджаном, и определила свои границы с ними, это позволяет Ирану и Туркменистану сделать то же самое. Однако если это произойдет, обстановка в значительной степени осложнится, поскольку в такой ситуации вместо пятистороннего правового статуса появятся двусторонний и трехсторонний правовые статусы, которые будут противоречить друг другу. Это приведет к столкновению интересов, политическому противостоянию и, наконец, к силовой конфронтации. Именно поэтому Москва должна положить конец своим угрозам, чтобы не усугублять положение. Ей следует создавать условия для продолжения анализа проблемы, чтобы побудить остальные четыре государства к выработке одной общей позиции и решению вопроса Каспия к общему удовлетворению.

 Россия должна принимать во внимание тот факт, что дискуссии по каспийской проблеме приобрели в Иране общенациональный характер и такой характер дискуссий диктует свои условия правительству Ирана: воздерживаться от разброса мнений по данной проблеме, занимать такую позицию, которая обеспечит соблюдение национальных интересов в Каспийском море, создавать условия для достижения всеми пятью странами полного взаимопонимания. С учетом изменений, которые происходят в Иране, можно, конечно, надеяться на то, что каспийская проблема будет решена. Можно даже предположить, что в течение года во всех пяти странах будет осуществлены необходимые подготовительные мероприятия для проведения совещания на уровне министров, на котором будет выработана формула решения проблемы, приемлемая для всех пяти сторон, и в дальнейшем эта формула будет воплощена на совещании глав государств в договор. Таким образом, проблема будет решена на основе общего согласия.

 Если три страны, расположенные на севере Каспийского моря, заключат между собой двусторонние соглашения, проблему нельзя будет решить ни с помощью силы, ни с помощью жалоб. Жалобы тоже должны предъявляться с согласия пяти сторон. Единственно, что остается, – это предпринять такой же шаг двум другим странам, т.е. Ирану и Туркменистану. При таких условиях правовые режимы войдут в противоречие и , в результате, обострится конфронтация, а это нанесет ущерб всем пяти прикаспийским государствам.

 По словам д-ра Пируза Моджтахедзаде, проблема Каспийского моря носит межнациональный характер. При ее решении необходимо воздерживаться от создания каких бы то ни было коалиций. Если данной проблеме будет придан политический характер, и если будут созданы те или иные коалиции, это явится своего рода предательством интересов других стран. Следует знать, что при определении правового статуса Каспийского моря речь идет о территориальных проблемах и о сферах влияния, а в таких случаях нельзя играть в коалиционные игры.

 В конце интервью д-р Пируз Моджтахедзаде сказал: «До тех пор, пока все пять государств не пересмотрят свои взгляды, успех не будет достигнут. Следует обратить внимание остальных четырех стран на тот факт, что Иран первым сделал шаг к пересмотру своей позиции, и такой шаг, конечно, открывает хорошие перспективы для решения проблемы».

Ссылки по теме ИРАН.Ру

Куратор Олег Артюков
Олег Артюков — журналист, обозреватель отдела политики Правды.Ру *