Откуда у партий и предвыборных блоков такие огромные деньги?

Этот вопрос задают сегодня многие, после того, когда стало известно, что только на одну рекламу на протяжении пятидесяти дней затрачено 7742327 долларов США (!).

 Это всегда большая загадка: откуда партии и предвыборные блоки берут деньги? И, прежде всего, на бурную, всеохватывающую рекламу. Вспомните хотя бы бывшего немецкого канцлера ФРГ Гельмута Коля, который чуть было не угодил за решетку, когда стали известны некоторые подробности пополнения им партийной кассы. Были обвинения и против Билла Клинтона. А как здесь выглядят украинские партии, которые только что закончили рекламное сражение?

 В Киеве общественная организация коалиция «Свобода выбора» подвела итоги мониторинга финансовых затрат на рекламу в СМИ политических партий и блоков. Мониторинг проводился на протяжении пятидесяти дней, как это разрешено законом о выборах, с 9 февраля по 31 марта. Учитывались ведущие телевизионные каналы, наиболее популярные центральные и региональные печатные издания и самые рейтинговые радиостанции. Стоимость рекламы оценивалась по ценам на политическую рекламу, выставленным СМИ до начала избирательной кампании.

 Итак, общая стоимость политической рекламы составила $ 7 742 327. Из них 97 процентов было израсходовано на телевизионную рекламу, 2% — на печатные СМИ, 1% — на радиорекламу. Около 72% расходов шло на прямую политическую рекламу, 28% — на социально-политическую. На последние две недели кампании (18 марта-29 марта) пришлось около 43% всех расходов на рекламу политических партий и блоков в СМИ. Общая стоимость прямой политической рекламы составляет приблизительно $5,5 млн.

 Лидируют по расходам на нее «Женщины за будущее» с $1 235 805. Это приблизительно в 2,5 превышает установленный законом избирательный фонд субъектов избирательной кампании (ориентировочно $480 тыс.). На втором месте по затратам — Социал-демократическая партия Украины (объединенная) (СДПУ (О), партия олигархов и бизнесменов, которую возглавляют бывший первый вице-спикер парламента Виктор Медведчук и владелец киевского «Динамо» Григорий Суркис. Эта партия потратила $ 792 082, что в 1,5 раза больше предельной суммы. На третьем месте — «Наша Украина» экс-премьера Виктора Ющенко с $437 679. За ней следует Партия зеленых Украины (ПЗУ) — $400 018, на пятой позиции — «Яблоко» с $ 397 804.

 Затраты на косвенную политическую рекламу в целом составили $2 183 655. Под косвенной (социально-политической рекламой) организаторы проекта понимают рекламу, которая частично содержит названия субъектов политического процесса, элементы их логотипов, символики и тому подобное. Больше всего на косвенную рекламу израсходовали социал-демократы — $ 1 350 023. На втором и третьем месте — Партия зеленых с $ 315 382 и пропрезидентский блок «За Единую Украину!» («За едУ!») с $ 312 577.

 Итак, если сложить оба показателя, то получается, что на предвыборную рекламу в СМИ политические партии и блоки израсходовали следующие суммы:

 а) превысили фонды:

 СДПУ (О) — $ 2 142 105 (превысили на 8,8 млн. грн.);

 «Женщины за будущее» — $ 1 246 727 (на 4 млн. грн.);

 ПЗУ — $ 715 400 (на 1,2 млн. грн.);

 «За едУ!» — $ 635 513 (на 830 тыс. грн.)

 (В скобках заметим, что сегодня один доллар США на Украине стоит 5,38 гривны)

 «Свобода выбора» также посчитала, сколько стоил партиям и блокам один голос избирателя, учитывая только рекламу в СМИ. Так, наиболее дорогими были голоса Всеукраинского объединения христиан — 24,5 грн. «Женщины за будущее» голос одного избирателя обошелся в 12,2 грн., «зеленым» — в 11,3 грн.

 Среди тех, кто пересек четырехпроцентный барьер, дороже всех за голоса избирателей заплатили эсдеки — 7,1 грн. «За едУ!» платили 1,1 грн, «Наша Украина» — 0,4 грн., Блок Юлии Тимошенко и СПУ — по 30 копеек. Меньше всего расходовали на свои голоса коммунисты — только 10 копеек.

 По мнению представителей коалиции «Свобода Выбора», превышение в несколько раз норм затрат — это нарушения, которые существенно повлияли на результаты выборов. Кроме того, этот факт свидетельствует о наличии неравных условий для участников избирательной кампании. «Если пропрезидентским партиям превышения избирательных фондов сходит из рук, то только можно себе представить, что бы было с представителями оппозиции, если бы они смогли допустить эти нарушения», говорится в итоговом пресс-релизе проекта.

 Однако с другой стороны оказалось, что телевизионная реклама все же не выполнила свое задание — лидеров по расходам тяжело назвать лидерами предпочтений избирателей.

 Что на эти цифры может сказать Центральная избирательная комиссия? Пока что она молчит. Представители «Свободы выбора» направили председателю ЦИК Михаилу Рябцу письмо, в котором обосновано представили факты несоответствия стоимости политической рекламы СДПУ(о), «Женщин за будущее» и «зеленых» нормам, определенным законодательством.

 Но это письмо осталось без ответа. И понятно почему. СДПУ(о) является одной из пропрезидентских партий. Она выступала за отставку Юлии Тимошенко с поста вице-премьера. Она организовала коалицию по устранению с должности премьер-министра Виктора Ющенко. А Всеукраинское объединение «Женщины за будущее» являются проектом супруги президента Украины Людмилы Кучмы. «Зеленые» — это перекрашенные олигархи, которые не столько борются за сохранение окружающей среды, как гробят ее с помощью заводов и фабрик, которые находятся в их непосредственном владении. Вряд ли можно предположить, что кто-то из ЦИК пожелает поинтересоваться, откуда у «Женщин за будущее» такие огромные средства на рекламу, если оно создано каких-то пол года тому назад, Что называется, на ровном, пустом месте.

 Загадка денег остается загадкой. Видимо, до того времени, когда на Украине к власти не придут другие люди.

 

  Александр Горобец

 ПРАВДА.Ру

 Киев

 Украина

 

  «ТО, ЧТО ПРОИСХОДИТ В ЧЕРКАССАХ – ИТОГ СЕМИЛЕТНЕГО ПРАВЛЕНИЯ КУЧМЫ»

  ВИКТОР ЧЕРНОМЫРДИН: «РОССИЯ БУДЕТ СОТРУДНИЧАТЬ С ТЕМ ПАРЛАМЕНТОМ, КОТОРЫЙ ИЗБРАЛ УКРАИНСКИЙ НАРОД»

  КТО И ПОЧЕМУ ОКАЗАЛСЯ ЗА БОРТОМ ВЕРХОВНОЙ РАДЫ?

  ВЫБОРЫ РАСКОЛОЛИ УКРАИНУ. ТАК УТВЕРЖДАЮТ НЕКОТОРЫЕ ЗАПАДНЫЕ ЖУРНАЛИСТЫ

Куратор Олег Артюков
Олег Артюков — журналист, обозреватель отдела политики Правды.Ру *
Обсудить