Юрий Разгуляев: соседи Киргизии пытаются наказать ее за строптивость экономическими и Таможенными санкциями

Как известно, Киргизия первой из стран СНГ стала членом Всемирной торговой организации. Впрочем, ВТО мало, чем рисковала, впустив к себе эту страну: ее присутствие в этом клубе никто и не ощутил. К сожалению, никаких выгод от этого членства не получил и сам Киргизстан. Его товарам из-за крайне низкого качества даже при самых выгодных льготах все равно закрыт путь на международный рынок.

Всем было очевидно с самого начала, что доступ на мировой рынок открыт Киргизии не из-за ее экономических успехов. Если бы состояние производства и конкурентоспособность местных товаров оценивали по настоящим меркам, то Бишкек, погрязший в коррупции, с его внешним долгом, превышающим весь валовой внутренний продукт, скорее следовало бы не поощрять, а наказывать. Так что подобная филантропия — это всего лишь часть политического менеджмента, в котором явно преобладает политическая целесообразность.

Для самой же Киргизии «досрочное вступление» в ВТО обернулось еще и дополнительными трениями с соседями и партнерами по СНГ. Многие из них увидели в «первенстве» Киргизии стремление выделиться, показать свою демократичность, хоть в чем-то опередить соседней. А на Востоке, да впрочем, не только там, такая прыть не самой сильной и не самой большой страны явно не поощряется.

Например, Китай, экономика которого просто на сравнима с киргизской, только в этом году стал членом ВТО. А Россия до сих пор так и не стала членом этого клуба. О своем стремлении попасть в ВТО давно заявляет и Узбекистан. По некоторым сведениям, это даже явилось одним из условий «сотрудничества» со Штатами в антиталибской кампании. И как будто согласие достигнуто. Но фактически Ташкент да сих пор не стал членом организации, куда Киргизию приняли уже несколько лет назад.

Эксперты считают, что именно Ислам Каримов особенно остро реагирует на все попытки соседа Аскара Акаева опередить его в своем сотрудничестве с богатым Западом. Еще свежи в памяти нравоучительные сентенции и даже довольно жесткие заявления Ташкента о чуть ли не вероломной политике Бишкека, посмевшего вступить в ВТО вопреки уставу Таможенного союза СНГ. Жестко отреагировал на это и Казахстан, двукратно повысив пошлины на ввозимые и транзитные киргизские товары. По сути дела, соседи ввели своего рода экономическое эмбарго против Бишкека, посмевшего вырваться вперед хотя бы в признании его мировым сообществом.

Без восторга восприняли соседи по региону и другую инициативу Бишкека — его готовность принять афганских беженцев. Теперь Киргизстан для них не только «рассадник» дешевых низкокачественных товаров, но и место возможного скопления там боевиков под видом беженцев. Исходя из этого, соседняя территория стала для них настоящей «зоной отчуждения», объявлена потенциально опасной, взята под неусыпный контроль. Подтверждение этого — ужесточение пропускного режима на границах, депортация киргизских челноков, производимое с нарушением всех договоренностей о свободном перемещении граждан, капиталов, товаров.

Следует признать, что формально многие из этих мер можно признать оправданными. Вопреки всем заверениям таджикских пограничников, границы этого государства с Киргизией по-прежнему, мягко говоря, прозрачны, особенности рельефа не позволяют полностью их закрыть. Поэтому можно понять опасения Астаны и Ташкента, что именно Киргизия может стать тем транзитным коридором, куда могут хлынуть не только многотысячные потоки беженцев, но скрывающиеся от возмездия отряды боевиков и душманов. Тем не менее, в Бишкеке считают, что проблемы эти гораздо эффективнее можно было бы решать совместными усилиями, чем не перекрытием и даже минированием границ между бывшими друзьями.

Так что суть этих конфликтов состоит все-таки в том, что небольшая и не очень богатая Киргизия пытается проводить самостоятельную, суверенную политику, независимую от соседей, претендующих на роль региональных лидеров. Вот если бы Бишкек «пропустил» вперед себя в ВТО тот же Узбекистан, наверное, он смог бы на какое-то время избежать гневной кары и многих проблем, в том числе и «газовой». Или же, воздержись он от акта гуманности, закрыв по примеру соседей свои двери перед беженцами, ему, пожалуй, удалось бы сохранить хоть какие-то торговые отношения с Казахстаном. Но это была бы уже другая политика, в корне отличная от той, которую пытается сегодня проводить Аскар Акаев.

Юрий Разгуляев

ПРАВДА.Ру

Бишкек

Киргизия

Куратор Олег Артюков
Олег Артюков — журналист, обозреватель отдела политики Правды.Ру *
Обсудить