Александр Лукашенко: политика российских телеканалов оскорбляет наши лучшие чувства

Выступление Председателя Высшего Государственного Совета Союзного государства, Президента Белоруссии А.Г.Лукашенко на сессии Парламентского собрания Союза Белоруссии и России в Гродно - "О положении в Союзном государстве и ходе его строительства".

Многие задаются вопросом: есть ли польза от работы Парламентского Собрания и от органов нашего Союза в целом? Должен сказать: то, что раньше казалось невероятным, сегодня стало реальным и обычным. Это говорит о том, что сегодня наш Союз развивается, и его становление проходит очень эффективно. Вспомните ситуацию с Гимном нашего Парламентского Собрания. Когда мы его утверждали, сколько было критики. Впоследствии великая страна – седьмая часть нашей планеты заимствует этот гимн. И сегодня он уже звучит как гимн России. Все становится на свои места, все становится абсолютно реальным.

Это символично, что после Бреста мы встречаемся на гродненской, священной, древней и очень гостеприимной земле. Символично потому, что этим самым мы жестко и твердо обозначаем границы нашего Отечества. Это наша земля, и ни пяди этой земли, как это было всегда в истории, мы с россиянами никогда никому не отдавали. От имени белорусского народа искренне рад приветствовать вас на белорусской земле, на западном рубеже нашего Отечества. Я благодарен Председателю и всем депутатам за приглашение участвовать в выездной сессии Парламентского Собрания…

Недавно состоявшееся II Всебелорусское народное собрание в очередной раз открыто и однозначно заявило: Беларусь является надежным и верным союзником России! Создание Союзного государства - приоритет белорусской внешней политики. Вряд ли в этом зале и за его пределами найдется хоть один честный и порядочный человек, который упрекнул бы руководство страны в том, что это мы делаем лишь накануне очень важного политического события – президентских выборов. Наш союз с Россией является краеугольным камнем нашей внешней и внутренней политики. И этим мы последовательно занимались в течение последних семи лет…

Конечно, не все у нас получается. Есть организационные неувязки, присутствует субъективный фактор, сдерживающий темпы интеграции. Но главное - есть политическая воля, и есть реальные подвижки. Есть прогресс по всем направлениям единения.

В апреле нынешнего года Высший Государственный Совет принципиально рассмотрел, одобрил и направил Парламентскому Собранию Послание “О положении в Союзном государстве и ходе его строительства”. Это совершенно новый подход в наших взаимоотношениях. Во-первых, это первое послание за пятилетнюю историю нашего Союза. Во-вторых, мы выходим даже за рамки Союзного договора, направив послание для руководства и исполнения правительствам и парламентам наших стран. В-третьих, самое главное - это программный и системообразующий документ. По каждому из двенадцати разделов не только отражено положение дел, но и сформулированы конкретные задачи, которые предстоит решать в текущем году и на перспективу союзным, национальным и другим государственным органам…

Хочу обратить ваше внимание на ключевые вопросы…

Стратегические задачи - создание к концу текущего года правовой базы для проведения выборов в Палату Представителей Парламента Союзного государства и организация работы по подготовке Конституционного Акта. Основной вопрос - это Конституционный Акт. Нужен всесторонне выверенный подход. Поэтому, на мой взгляд, целесообразно подготовить, широко обсудить и одобрить на заседании Высшего Государственного Совета сначала концепцию этого документа. В ней нужно определить направления и принципы дальнейшего развития интеграционных процессов. Как и в какой степени они затрагивают Конституции наших государств? Насколько обоснованы те или иные предложения и, главное, каковы последствия от их реализации? Следует также глубоко продумать этапность предлагаемых мер.

В средствах массовой информации часто высказывается мнение о необходимости ускорить интеграционные процессы. Я этого не отвергаю, но хочу обратить внимание на следующее. Цель, которую мы должны ставить перед собой, идя на единение двух народов, - это, во-первых, улучшение жизни наших граждан и, во-вторых, безопасность наших государств - России и Беларуси. Если мы будем двигаться к этим целям, то безусловно подавляющее большинство людей в России и в Беларуси поддержит нас в этом святом деле. К работе должны быть привлечены и политики, и правительства, и опытные юристы, специалисты. Здесь не должно быть поспешности, но и неоправданное торможение, непроработанные документы также нужно исключить.

Ворганизационно-управленческой сфере необходимы более жесткие меры по повышению эффективности работы органов управления… Как Председатель Высшего Государственного Совета я не совсем понимаю, почему до сих пор мы не можем создать нормальные условия для функционирования Постоянного Комитета. В то время когда мы собираемся на заседание Высшего Государственного Совета, Правительство Российской Федерации и другие органы власти клятвенно обещают, что в кратчайшие сроки этот вопрос будет урегулирован. Если Россия не в состоянии этого сделать, давайте его переведем в Минск. Мы обеспечим его работу. Но дальше такое терпеть нельзя…

Особое внимание надо уделить экономической интеграции, реальному созданию единого экономического пространства. Мы серьезно продвинулись в этом направлении. За последние пять лет объем торговли между нашими странами вырос почти в два раза. С особым удовлетворением констатирую, что в прошлом году среди торговых партнеров России наша Беларусь по объему товарооборота заняла второе место после Германии, обойдя США и другие крупные государства.

За 2000 год товарооборот между Беларусью и Россией составил около 10 миллиардов долларов США и превысил уровень предыдущего года на 33 процента. В прошлом году доля России в общем объеме внешней торговли Беларуси составила больше 55 процента. В том числе – чуть более половины (51 процент) всей белорусской продукции было поставлено в Россию и 65 процентов белорусского импорта пришлось на российские товары. А это десятки тысяч рабочих мест в наших странах, а значит – источники доходов белорусов и россиян. Благополучие миллионов семей! Вот они реальные плоды нашего единения. Вот цена огромных усилий руководителей государств, правительств, парламентариев и трудовых коллективов. Игнорировать это может только неразумный и вредный человек. Выступая против политики единения, они выступают против простых граждан. Но люди видят и ценят успехи нашего сближения! И я рад, что число наших сторонников не снижается…

Реализация совместных программ – ключ к решению многих наших общих экономических проблем. Приведу вам некоторые цифры, специально подготовленные к настоящей сессии. 180 крупнейших белорусских и 250 крупнейших российских предприятий участвуют в совместных программах. Дизельное автомобилестроение, развитие производства телеаппаратуры, специальные и высокие наукоемкие технологии – перечень достаточно широкий. Причем хочу обратить ваше внимание на масштабность программ, их направленность на далекую перспективу. Основанный на современных научных достижениях, этот принцип сотрудничества является залогом конкурентоспособности белорусской и российской продукции на мировых рынках XXI столетия. То есть, сегодняшние решения создают экономическую и правовую основу благополучия последующих поколений россиян и белорусов.

При этом я хочу еще раз повторить один ключевой тезис, который был высказан на Всебелорусском народном собрании. Он касался привлечения иностранных инвестиций. Западные инвестиции – это хорошо, но надеяться на них и ждать, что они придут и толкнут нашу экономику вперед, неоправданно и бесперспективно. Белорусская экономика по многим направлениям конкурирует с экономиками Германии, Франции, Австрии, Польши и других стран. Мы выпускаем однотипную с ними продукцию. Встает вопрос: будут ли они вкладывать средства для развития наших аналогичных предприятий? Нет. Будут вкладывать только те государства, в которых востребованы товары наших предприятий. Это прежде всего Российская Федерация и другие государства СНГ. Поэтому на съезде было прямо сказано о том, что мы ориентируемся на привлечение российских инвестиций и в этом направлении будем двигаться…

Сегодня в Беларуси нет ни одного предприятия, которое бы не работало. Да, сложно, трудно, рентабельность невысокая, проблем очень много, но они функционируют. Значит, продукция все больше и больше становится востребованной и, судя по приведенным выше цифрам, в том числе в Российской Федерации. Вместе с тем, когда мы со своей высокотехнологической продукцией вышли на западные рынки, нам говорят о демпинге. Так где же в таком случае наши интересы?!

Давайте посмотрим с другой стороны. В России некоторые любят рассуждать о невыгодности сотрудничества с Беларусью. Я вам привел пример. По товарообороту мы несколько миллионов долларов уступаем Германии. Китай также значительно уступает нашей взаимной торговле с Россией. Эти цифры говорят сами за себя. Так скажите, разве можно, с точкизрения безопасности наших государств, недооценивать это стратегическое направление и Беларусь , которая находится в центре Европы? Скажите, разве у вас когда-нибудь были проблемы в Гродненской, Минской, Могилевской, Гомельской областях, по которым идут нефтяные и газовые артерии в Западную Европу? Полная безопасность, экономическая безопасность! Слава Богу, ушли в небытие упреки в российских средствах массовой информации в адрес Беларуси о наших долгах перед Россией. Сопоставьте при этом цены на транзит энергоносителей через Беларусь с аналогичными условиями, которые предлагают другие страны. И вы увидите очевидную выгоду от сотрудничества двух государств.

А военно-стратегическая сторона? Мы же не зря в прошлом году, преодолевая неимоверные барьеры, наконец-то создали мощную военную группировку на наших западных рубежах, основой которой является белорусская армия. Но мы же ни разу не задали россиянам вопрос о расчетах за военные объекты, которые расположены на территории Беларуси…

Решение совместных программ осуществляется в значительной степени за счет Союзного бюджета. В этом году 85 процентов средств из него пойдет на указанные цели. Однако немало огрехов с Союзным бюджетом. Ничем не может быть оправдан тот факт, что его проект на этот год был внесен на рассмотрение депутатам прямо накануне сессии! Это подрыв Союза, неуважение к нему! Уже после того, как на Высшем Государственном Совете два президента утвердили бюджет и передали его для реализации Председателю Союзного Правительства Михаилу Касьянову, он его возвращает через месяц обратно Президенту Путину, чтобы он передал его мне, а я внес на Высший Государственный Совет. Скажите, как это понимать? Утвержденный бюджет! Я считаю, бюджет должен начинать работать с самого начала финансового года, а не с его середины. Одновременно необходимо продумать возможность его существенного увеличения.

Нельзя умолчать еще об одной важной проблеме, которая до настоящего времени не решена. Это создание равных условий для субъектов хозяйствования двух стран. Действуют абсолютно различные цены на ресурсы: на газ, нефть, электроэнергию, существуют разные тарифы на железнодорожные перевозки, потребительские товары, услуги. За этим — непреодолимые вопросы и препятствия созданию единого экономического пространства…

В настоящее время в Российской Федерации разрабатывается проект законодательного акта, направленного на либерализацию внешнеторговой деятельности. Если он будет принят без согласования с нашей страной, то прямо скажу, конец будет Союзу.

Как Председатель Высшего Государственного Совета считаю необходимым поручить правительствам Беларуси и России (и я предупреждаю белорусскую сторону: если только не будет выполнено мое поручение, Правительство уйдет в отставку) принять в ближайшее время порядок согласования решений по вопросам тарифного и нетарифного регулирования внешнеэкономической деятельности, а впоследствии приступить к разработке соответствующего законодательного союзного акта.

Я специально обращаю на это внимание Правительства Беларуси. Работать надо и бороться. Нам противостоят огромнейшие силы. Начали высказываться мнения о том, что нам не простят тенденций интеграции на постсоветском пространстве: там, мол, наши жизненные интересы. А где же наши тогда с вами интересы?..

В Послании мы отмечаем, что важнейшим фактором сближения наших народов является проведение согласованной социальной политики. Здесь лед тронулся, но остается много нерешенных проблем, которые отражены в Послании. Нам действительно необходимо усиливать социальную составляющую интеграционного процесса, идти, как говорят, от земли, чтобы люди полнее и предметнее ощущали в своей повседневной жизни положительные результаты сотрудничества наших стран.

Еще одна проблема, которую я бы поставил ее во главу угла — формирование единого информационного пространства. К сожалению, информационная политика Союзного государства и его органов может быть оценена как неэффективная, Не подготовлена соответствующая Программа, не осуществлена гармонизация нормативных актов по формированию технических условий и правил функционирования системы информатизации, не организована полноценная деятельность телерадиовещательной компании Союзного государства.

Наше единение подвергается массированной информационной атаке как со стороны западных политических сил, так и внутренних средств массовой информации, ориентированных на продвижение интересов иностранных государств. Доходит до парадоксов:отдельные российские телеканалы так освещают процессы нашей интеграции и события в Беларуси, как будто бы мы не союзное государство, а потенциальные противники. Прямо скажу , это оскорбляет наши лучшие чувства. Мы — сторонники объединения — не заслужили такого к себе отношения.

Наше Союзное государство имеет возможность стать мощным геополитическим образованием и самое главное примером для других. И я не боюсь об этом говорить в присутствии украинской и молдавской делегаций.

В рамках Программы согласованных действий государств-участников Договора о создании Союзного государства на 2000-2001 годы ключевым направлением белорусско-российского внешнеполитического сотрудничества стало обеспечение нашей совместной линии в ООН, ОБСЕ и других международных организациях, координация действий по вопросам международной и региональной безопасности. Я хочу поблагодарить вас, депутатов, и вашего Председателя, Геннадия Николаевича Селезнева, за ту колоссальную поддержку, которую вы оказываете нашим парламентариям и белорусам вообще. Несмотря на все известные сложности, возникшие после подписания Союзного Договора, вы спасли этот Союз (я это говорю во второй раз) и наше единство.

Союз Беларуси и России позволяет избежать перспективы создания так называемого “пояса изоляции” России на ее западных границах, что особенно актуально по мере расширения НАТО. На тысячу километров у границ России появилось окно для торговли и продвижения своих интересов на западном направлении. И этого сегодня белорусам не могут простить!

Конструктивное белорусско-российское взаимодействие способствовало подписанию целого ряда важных документов в рамках СНГ, включая Программу действий по развитию нашего Содружества на период до 2005 года, Программу государств - участников СНГ по борьбе с международным терроризмом и иными проявлениями экстремизма на период до 2003 года, Соглашение об общем таможенном тарифе государств - участников Таможенного союза…

И в заключение отвечу на самый актуальный вопрос: что же нам необходимо сделать в дальнейшем? Отвечу прямо и открыто.

Первое. Необходимо реализовать наш Договор о создании Союзного государства и Программу мероприятий по реализации этого Договора. Да, мы можем принять Конституционный Акт и провести выборы в союзный парламент. Но не решив проблем на более низкой стадии (а они по своей сути незначительные, и могут быть устранены в самое ближайшее время), мы построим новый забор.

Второе. Параллельно - этот процесс уже начался – необходимо разработать Конституционный Акт. Сейчас существует мнение о том, что не нужно торопиться и на этой стадии в соответствии с Конституционном Актом союзные наднациональные органы необходимо наделить небольшими полномочиями. Будет жесточайшей ошибкой, если мы максимально не передадим союзным органам власти (будем их так называть) те полномочия, которые у них должны быть.

Третье. Всегда есть субъективный фактор. Я глубоко убежден, что у нас есть две личности, которые сегодня очень положительно могут восприниматься нашими народами. И я думаю, что Вам, Геннадий Николаевич Селезнев, и Вам, Павел Павлович Бородин, надо оставить все свои посты после принятия Конституционного Акта и проведения референдума и возглавить основные органы нашего Союза. Только тогда мы будем что-то делать. Белорусская сторона пойдет на то, чтобы эти два русских человека возглавили основные союзные органы и соответственно распределили между собой обязанности. Далее со сложившемся положением вещей мы оставаться не можем.

И последнее. Вы, может быть, еще не осознали, что сделали великое дело. Вы создали конкретный прецедент единения славянских народов – Украины, Беларуси, России. У нас рядом Молдова, где пришло к власти нормальное руководство, которое мы, и прежде всего Россия, должны поддержать.

Устранив имеющиеся сложности, мы сможем подойти к решению очень важной проблемы реальному укреплению Союза за счет тех государств, которые мы хотим видеть вместе с нами. Думаю, в этом случае и Казахстан не останется в стороне.

Но мы должны сделать еще очень мощный шаг, чтобы продемонстрировать всем, что мы серьезные люди и у нас серьезные намерения.

Давайте не обманем эти надежды в очередной раз…

(Аплодисменты.)

Полный текст выступления А.Лукашенко опубликован "Белорусским телеграфным агентством"(БЕЛТА)

Куратор Олег Артюков
Олег Артюков — журналист, обозреватель отдела политики Правды.Ру *