Юрий Разгуляев: Киргизии угрожают новые отряды экстремистов

В средствах массовой информации Центральной Азии появились сообщения, что узбекский террорист Джума Намангани создал новую фундаменталистскую партию «Хезб-е-ислами Туркестан» (ХеИТ). Главной целью ее он объявил исламизацию уже не только всей Средней Азии, но Синьцзян-Уйгурского автономного района КНР, в котором традиционно проживает большое число последователей ислама.

По данным из хорошо информированных источников, ХеИТ создано в городе Дех-е-Дади, расположенном к югу от Мазари-Шарифа, столицы афганской провинции Балх. В состав партии, помимо узбеков, входят также чеченцы, арабы, пакистанцы и уйгуры. Эта партия была преобразована из бывшего Исламского движения Узбекистана — террористической организации, ответственной за целый ряд вооруженных нападений на границы республик Средней Азии в 1999-2000 годах, но затем выбитых в Афганистан вооруженными силами Узбекистана и Кыргызстана.

Джума Намангани уже объявил, что ХеИТ станет центром, из которого фундаменталисты будут координировать свою деятельность, вести подготовку мусульманских боевиков в ряде лагерей, расположенных на афганской территории вдоль реки Аму-Дарья. По поступившим из Афганистана сообщениям, уже сейчас под ружьем у Намангани находится до 3300 боевиков, ведущих борьбу с силами Северного альянса в провинциях Балх, Тахар и готовых начать наступление на стороне талибов. Кроме того, по некоторым данным, боевики Намангани сосредоточили на Аму-Дарье сотни лодок для захвата стратегически важных островов на реке Пяндж.

Серьезное изменение конфигурации сил, противостоящих молодым государствам Центральной Азии, дает основания прогнозировать и новые направления атак вооруженных формирований исламистов в нынешнем летнем сезоне. Эксперты Совета безопасности Киргизии, например, считают, что масштабы вторжения на территорию этой республики могут быть намного более обширными. Они связывают это с тем, что новая организация исламистов очень тесно сотрудничает с афганскими талибами. А те, в свою очередь, устанавливают все более тесные связи с Ташкентом.

Есть довольно достоверные данные о том, что после отступления войск Северного Альянса от приграничных с Узбекистаном участков Афганистана, имели место неоднократные контакты высокопоставленных узбекских дипломатов с руководством движения «Талибан», в ходе которых шло активное согласование дальнейших действия Ташкента и Кабула. И особенно, когда это касалось таких двух активных сил пылающего на юге региона конфликта, как Северный Альянс и Исламское Движение Узбекистана.

Из заявлений президента Узбекистана Ислама Каримова после этих переговоров стало ясно, что Узбекистан не заинтересован в провозглашении движения «Талибан» своим противником. И хотя полное содержание данных переговоров в СМИ практически не освещалось, есть довольно веские основания предполагать, что там были достигнуты определенные соглашений, в соответствии с которыми «Талибан» не будет подталкивать отряды ИДУ к вторжениям в Узбекистан. А в обмен на это Ташкент не будет вмешиваться во внутренние дела Афганистана.

Но, с другой стороны, руководство ИДУ, называемого теперь ХеИТ, давно уже пользующееся покровительством и территорией талибов, обязано «отрабатывать» это покровительство и помощь. И, прежде всего, проведением террористических операций в странах Центральной Азии, хотя бы для того, чтобы отвлечь внимание стран этого региона от внутриафганских проблем. А поскольку Узбекистан — друг «талибов» — уже не может быть объектом нападения, остается единственная мишень — Кыргызстан.

Именно этими обстоятельства объясняют многие эксперты небывалую никогда ранее активизацию в Оше и Джалал-Абаде радикальных течений ислама. Более того, листовки с призывами к созданию в Центральной Азии исламского халифата находят уже и на севере республики, в Бишкеке, Токмаке. Многие из них печатаются на русском языке, что свидетельствует о расширении поля деятельности и совершенствовании методов таких сил, как запрещенная партия «Хезб-ут-Тахрир», а теперь еще и «Хезб-е-ислами Туркестан».

Создание ХеИТ подтверждает мнение многих экспертов о том, что разные течения религиозного экстремизма в этом регионе имеют единые цели и задачи. Сегодня они стремятся любыми путями расширить свое влияние на все слои населения. При этом они очень умело пользуются обострением приграничных и территориальных разногласий между Кыргызстаном и Узбекистаном, определенным ослаблением межнационального согласия, существовавшего здесь многие годы.

На этом фоне очень своевременной выглядит инициатива президента Аскара Акаева о проведениив Бишкеке мирных переговоров по Афганистану с участием всех конфликтующих сторон. Тем более, что у руководства Киргизии уже есть очень удачный опыт урегулирования в1997 году межтаджикского конфликта, находящегося тогда на грани гражданской войны. Сейчас в Киргизии и соседних странах складывается очень похожая крайне взрывоопасная ситуация. Опять только установление мира и согласия может дать странам Центральной Азии возможность более эффективно бороться с таким явлением, как международный терроризм.

Однако, к сожалению, крайне индивидуалистическая позиция Ташкента, пытающегося все решить на двусторонней, сепаратной основе, подрывает основы коллективной безопасности в Центральной Азии. Следовательно, военно-политическому руководству Киргизии остается рассчитывать только на собственные силовые структуры, на поддержку партнеров по Договору СНГ о коллективной безопасности и заинтересованность великих держав в урегулировании кризиса в этом регионе.

ПРАВДА.Ру

Юрий Разгуляев

Бишкек

Киргизия

Куратор Олег Артюков
Олег Артюков — журналист, обозреватель отдела политики Правды.Ру *
Обсудить