«Чудовище должно умереть» - считает однофамилец адвоката Ходорковского

Европейский суд по правам человека Прогнозирует ли Тони Блэр грядущие неприятности, неизвестно, но одна его подстерегает точно. Она сулит, видимо, непростой разговор с Владимиром Путиным. На сей раз фактором раздражения обещает стать не Березовский и не Закаев, а находящийся в местах очень отдаленных от Британской империи Михаил Ходорковский . Причем в непосредственной связи с супругой главы правительства Ее величества. Как это может быть? Тесен мир.  

Прогнозирует ли Тони Блэр грядущие неприятности, неизвестно, но одна его подстерегает точно. Она сулит, видимо, непростой разговор с Владимиром Путиным. Отношения с российским президентом называют отдельной строкой политической карьеры лидера лейбористов. Как ни грусти, но взаимная теплота, побудившая ВВП выучить английский язык , с годами приобрела характер затухающей синусоиды. На личной приязни лидеров не могла не отразиться война в Ираке, критическая оценка Великобританией российской внутренней политики, и особенно покровительство известным персонам, объявленным Россией в международный розыск. На сей раз фактором раздражения обещает стать не Березовский и не Закаев , а находящийся в местах очень отдаленных от Британской империи Михаил Ходорковский. Причем в непосредственной связи с супругой главы правительства Ее величества. Как это может быть? Тесен мир.  

Г-жа Шерри Блэр – это другая отдельная строка политической биографии премьер-министра Великобритании. Она обладает редкой способностью становиться героиней больших и маленьких скандалов, бросающих длинные тени на репутацию первого должностного лица империи. То ее имя полощут таблоиды за безбилетную поездку в общественном транспорте. То она уводит от налогов покупку двух квартир в Бристоле при помощи международного мошенника и пытается улаживать его визовые проблемы. То участвует в благотворительном мероприятии в Сиднее , после чего газеты взрываются сенсацией: обокрадены больные раком дети – собранные для них средства на девять десятых пропиты, проедены и выплачены гонорарами, в том числе госпоже премьерше!  

Но еще хуже, когда миссис Блэр открывает рот на публике. Памятно ее скандальное заявление в Дели об «ущемлении прав женщин в исламе». В Малайзии, рассуждая о недопустимости ущемления гражданских свобод на фоне борьбы с террором, она даже не заметила, как подсекла мужа, который буквально накануне огласил проект жесткого антитеррористического законодательства. Вершиной ее ораторского искусства стало интервью в защиту молодых палестинцев , которым «не остается ничего другого, как взрывать себя». Заявление, сделанное, спустя считанные часы после гибели 19 израильтян, подорванных смертником-шахидом, многие на Западе назвали кощунством. Таков «портрет жены художника» - крупными, так сказать, мазками.   

Но причем здесь Ходорковский? Дело в том, что Шерри Блэр (сочувствуя супругу, британские СМИ величают ее, как в девичестве - Booth ) вдобавок ко всему известна как крупная адвокатесса. Она работает в адвокатской конторе Matrix   Chambers   Ltd . Именно эта лондонская контора будет представлять юридические интересы Михаила Ходорковского в Европейском суде по правам человека . Разумеется, дело осужденного российского олигарха Шерри Бут (Блэр) вести не будет – что стало бы открытым вызовом Москве. К тому же, у нее нет опыта апелляций к Страсбургу . Супруга премьера, в основном, защищает интересы учеников в тяжбах со школьными администрациям за пределами Большого Лондона. Но показательно, что из множества британских адвокатур с вековой практикой представители истца выбрали именно совсем юную « Матрицу », основанную в 2000 году.   

Когда Шерри уж слишком разгорячилась по поводу притесненных мусульманок, Блэр отреагировал очень просто. Он ответил репортерам, что сам на мероприятии не был, о чем говорила жена, он не в курсе. Чем ясно дал понять, что муж и жена – не «одна сатана», и от премьера мгновенно отстали. Но разве это по-расейски? В немалой степени могущество банка « МЕНАТЕП » и нефтяного концерна ЮКОС составлено именно «радением родным человечкам» - лидеры с удовольствием откликались на просьбы крупных правительственных чиновников и парламентских деятелей пристроить жен, чад и домочадцев на хлебные места корпорации. Власть предержащие в долгу не оставались. И теперь, ища высшего правосудия у просвещенной Европы, они и Страсбург рассматривают со своей колокольни. Рука руку моет, разве может быть иначе? Только у тамошнего монастыря свои уставы. Принцы наравне со всеми драят армейские гальюны, и их командиров не осыпают за это звездопадом на грудь и погоны.

  Все это так. Но шанс запустить черную кошку между Лондоном и Москвой есть, неприятный осадок возможен, а это и есть главная задача политической провокации – ослабить позиции Путина накануне встречи " Большой восьмерки " в Санкт-Петербурге под председательством президента РФ.

 Пока неясно,как сторона защиты Ходорковского намеревается добиться рассмотрения претензий к России в Европейском суде по правам человека. В Страсбурге можно оспорить не всякое решение национального суда. Необходимо доказать, что государство в отношении гражданина нарушило Европейскую конвенцию , после вступления приговора в законную силу должно пройти не менее 6 месяцев. И, наконец, главное – истец должен до обращения в Европейский суд обжаловать несправедливое, по его мнению, судебное решение до тех пор, пока ему не будет отказано окончательно.

  Адвокаты экс-главы ЮКОСа Михаила Ходорковского подали жалобу в Европейский суд по правам человека в Страсбурге. Непонятно только, зачем тянули до последнего – Страсбург не принимает дела после шести месяцев после вынесения приговора. Адвокат Карина Москаленко отказалась сообщить детали: "Михаил Борисович не пожелал рассказывать о жалобе. Мы уважаем его мнение". Что они оспаривают – 8-летний срок заключения или место отбытия наказания, - создает еще одну интригу. Ранее жалобу в Страсбургский суд отправил и другой осужденный по делу ЮКОСа Платон Лебедев . В его жалобе речь идет о несправедливом судебном разбирательстве.

  В четверг Замоскворецкий суд Москвы отказал защите Михаила Ходорковского в удовлетворении жалобы к Федеральной службе исполнения наказаний и признал его отсидку в Краснокаменске законной. До европейской справедливости путь еще неблизок. Во всяком случае, не так близок, как это пытаются преподнести обществу отдельные высокозаинтересованные СМИ – страна уже которую неделю засыпается и просыпается со Страсбургом в ушах.

  Так, ряд изданий сослались на американский еженедельник "Ньюсуик" (тот, в свою очередь ссылается на неназванные источники), и утверждают, что Европейский суд по правам человека якобы ускорил рассмотрение жалобы бывшего главы ЮКОСа. Европейские судьи "уже скоро выскажутся в отношении справедливости этого дела"… И на обломках самовластья немедленно напишут имена Ходорковского и Лебедева?

  Неискушенный читатель должен сделать вывод, что в Страсбурге все дела задвинули в долгий ящик и занимаются исключительно Михаилом Борисовичем. Здесь явная передержка в расчете на незнание процедуры. Жалоба сначала регистрируется в Центральном бюро суда, затем, после переписки с юристами, обрастает необходимыми материалами и лишь после этого попадает в комитет из трех судей, которые решают вопрос «о приемлемости» - будет суд ее рассматривать или завернет. Это и имелось в виду под «ускоренным рассмотрением»?

  Если решение комитета положительное, жалоба отсылается национальным властям, дабы они дали свое заключение. Как правило, на это уходит три месяца. Потом, если сторонам не удается достичь согласия без вмешательства Европейского суда, проходят прения в палате из семи судей. А в качестве апелляционной инстанции выступает Большая палата, на рассмотрение которой также попадают и особо серьезные дела, например с сильным политическим подтекстом вроде жалобы – процедура изложена в последнем номере «Итогов».

  В Европейском суде своей очереди дожидается примерно 7 тысяч обращений только наших соотечественников, По словам председателя суда швейцарца Люциуса Вильдхабера , Россия лидирует в рейтинге заявителей – 15 % обращений. АК всего по Европе более 200 тысяч – как видно, россияне еще не самые притесненные государством. Средний срок прохождения дела от принятия иска до вердикта – 5 лет. По словам адвоката Ходорковского Карины Москаленко, разбирательство может длиться от одного года до семи лет. Срок заключения исчисляется с момента ареста в Новосибирском аэропорту в октябре 2003 года. Таким образом, при наихудшем сценарии Михаил Борисович может получить вердикт, уже находясь на свободе.

  Интересная деталь. Давеча адвокаты в Краснокаменске оставляли заключенного без ужина, консультируясь в колонии о наилучшем представлении интересов Ходорковского в Европе. До Верховного суда дошли с жалобой на ущемление права защиты. Едва уложились в срок подачи апелляции европейской Фемиде… А между тем, доверенность на ведение дела в Европейском суде по правам человека (и других) подписана М.Б. Ходорковским в «Матросской Тишине» еще 5 марта 2005 года! Английскую Матрицу «перезагрузили», как следует из документа, еще в феврале 2004 года. Следствие еще шло, а МБХ уже готовился к Страсбургу.

Представлять интересы олигарха будет поверенный адвокатской конторы Matrix   Chambers   Ltd . Николас Блейк . Не путать с Николасом Блейком-литератором. Он хорошо известен в России своим детективным романом «Чудовище должно умереть». Намедни схожий сюжет уже попадался на глаза, - кажется в «Новой».

Михаил Вознесенский.

Автор Петр Ермилин
Петр Ермилин — журналист, редактор "Правды.Ру"
Куратор Олег Артюков
Олег Артюков — журналист, обозреватель отдела политики Правды.Ру *
Обсудить