Россия и Иран могут поссориться?

На прошлой неделе, после окончания саммита в Ашхабаде, на котором главы пяти государств пытались решить вопрос о правовом статусе Каспия, президент Путин отправился с четырехдневным визитом в Астрахань. И здесь произошло событие, которое мало кто ожидал, но которое, тем не менее, выглядит достаточно логично, особенно в свете неудачных переговоров в столице Туркмении. Президент России отдал приказ о проведении сбора-похода Каспийской военной флотилии.

 Вполне естественно, что в нынешних политических условиях маневры боевых кораблей выглядят как недвусмысленная демонстрация силы. Тем более что Россия на сегодняшний день является едва ли не единственным государством, которая располагает значительным количеством боевых кораблей на Каспийском море. Хотя флотилия не пополнялась новыми судами уже лет 15, другие прикаспийские государства вообще не располагают сколько-нибудь значительными военно-морскими соединениями на Каспии. Речь прежде всего идет об Иране. Азербайджан, Казахстан и Туркмения вряд ли смогут в ближайшее время создать хотя бы подобие флота. А вот Иран вполне может. Хотя это и сопряжено с большими трудностями.

 Реакция Тегерана на известие о маневрах Каспийской флотилии последовала с некоторым опозданием. И, тем не менее, она была достаточно предсказуема. Выразителем отношения иранских официальных кругов к этому вопросу стал профессор Тегеранского университета Юсеф Мулаи. В интервью, которое Мулаи дал иранскому информационному агентству ИСНА, было подчеркнуто, что иранские власти не совсем понимают, «насколько необходимы российские военные маневры в Каспийском море. Не понятно, какие нерегиональные государства создают угрозу безопасности стран Каспия, в частности России, и против какой угрозы направлены названные маневры».

 По мнению профессора Мулаи, существуют две причины проведения подобных маневров: «Первая из них связана с тем, что Россия так или иначе из-за своих проблем в Чечне хочет укрепить свое военное положение в северокавказском регионе и маневры проводятся в связи с внутренними проблемами России, а не с внешними. Другая причина может быть связана с тем, что проблемы Каспия достигли критической отметки и Россия хочет направить свои действия, по крайней мере в экономической сфере, в русло американской политики, т.е. русские будут действовать в одном направлении с американцами. Если такая точка зрения подтвердится, это будет означать, что Россия оказывает прямое давление на Иран, чтобы заставить его пойти на уступки и согласиться с политикой подписания двусторонних и трехсторонних соглашений»

 Вместе с тем, профессор Мулаи подчеркнул, что Иран не намерен в ответ устраивать маневры собственных военно-морских сил на Каспии. По его словам, для решения проблемы правового статуса Каспийского моря, Иран будет «максимально использовать дипломатические и внешнеполитические средства».

 Профессор Мулаи затронул и вопрос о правовых основах демилитаризации Каспийского моря. Он сказал, что ни в одном из подписанных к настоящему времени документов прямо не говорится об этом. Однако обычно в официальных заявлениях и на всех совещаниях подчеркивается, что Каспийское море является демилитаризованной зоной и должно использоваться только в мирных целях. Каспий, на берегах которого расположено несколько государств, - это такое море, которое в принципе не может служить иным целям, кроме как установлению прочного мира. Кроме того, на совещании глав прикаспийских государств царила дружественная атмосфера и высказанная выше мысль также получила подтверждение. «В этой связи подобные действия России наводят на размышления и не вызывают ничего, кроме сожаления и сомнений в ее добрых намерениях», - подчеркнул профессор Тегеранского университета.

 Похоже, что проблема урегулирования правового статуса Каспия окончательно зашла в тупик. Ни одна из заинтересованных сторон не может предложить такой план, который в полной мере устроил бы других участников переговорного процесса. В этих условиях маневры Каспийской флотилии будет очень трудно представить как обычную проверку состояния военно-морских сил. Конечно, реакция Азербайджана, Туркмении и Казахстана на проведение российскими ВМС учений не столь негативна, как в Иране. Но вряд ли эти государства одобряют приказ президента Путина.

 

 По материалам информационного сайта ИРАН.Ру

Ссылки по теме:

  Правда.Ру:

  ГЛАВНЫЙ ИТОГ САММИТА В АШХАБАДЕ

  Иран.Ру:

  Реакция Ирана на военные маневры России

  Независимая газета:

  Новая битва за Каспий

  УТРО.Ру:

  Россия и Казахстан поделили нефтяные месторождения

  Известия.Ру:

  Крейсер на шлейфе

Куратор Олег Артюков
Олег Артюков — журналист, обозреватель отдела политики Правды.Ру *
Обсудить