О чем договорились в Бонне?

Конференция по внутриафганскому урегулированию закончила свою работу. Настало время подвести предварительные итоги.

Создание временного правительства на переходный период, бесспорно, является самым положительным моментом прошедшей конференции. Под документом подписались все группировки, что само по себе немаловажно. Как известно все предыдущие соглашения о разделе власти в Афганистане заканчивались провалом. Сколько просуществует это соглашение - неизвестно, но факт есть факт.

Кандидатура председателя правительства в целом удовлетворила собравшихся. Хамид Карзай - племенной пуштунский лидер и на конференции представлял интересы последнего афганского короля Захир-Шаха. Карзай - образованный патриот и серьезно относится к вопросу об установлении связей с другими секторами общества. Немаловажно сказать и о том, что его кандидатуру поддерживали Штаты и ООН. Время покажет, сможет ли он стать той фигурой, которая сможет консолидировать афганское общество.

Следующая горячо обсуждаемая тема на конференции – распределение министерских портфелей, а конкретно раздел власти. Персональный состав правительства далеко не идеален. Речь, разумеется, идет не о персоналиях, а об их этнической принадлежности. Самая многочисленная этническая группа Афганистана – пуштуны были почему-то представлены сторонниками Захир-Шаха, пуштуна по национальности, но давно живущего за границей. Авторитет Захир-Шаха на родине не столь высок, как это многим представляется. Афганские пуштуны считают, что он и его сторонники не имеют право выступать от имени всех пуштунов проживающих в Афганистане по причине того, что пока они долгие годы сражались с талибами за освобождение своей родины, Захир-Шах отсиживался за границей и «палец о палец не ударил» чтобы помочь своей стране.

Остальные, наиболее значимые посты в правительстве получили представители Северного альянса, что еще раз подтвердило политический расклад сил сложившийся в данный момент в Афганистане. Пост министра иностранных дел сохранит за собой Абдулла Абдулла. Главой МВД станет Юнус Кануни, возглавляющий делегацию Объединенного Антиталибского фронта на переговорах в Бонне. Военное ведомство останется под контролем его прежнего руководителя генерала Мохаммада Фахима. И что самое интересное: два поста во временном кабинете министров Афганистана - заместителя председателя правительства и министра здравоохранения - отданы женщинам.

Западная пресса, обсуждая персональный состав правительства, подчеркивает, что в большинстве своем, все новые министры – молодые и образованные люди. Отсюда делается вывод о том, что в ближайшее время начнется борьба между традиционалистами типа Раббани и Хекматияра и молодыми реформаторами.

Будущее страны будет зависетьво многом от того, какони будут себя вести на своих постах, пишет газета «Гардиан». «Смогут ли они хотя бы время от времени, и в том, что касается важных вопросов, учитывать интересы страны в целом, а не только своих собственных групп?». На плечах этих людей лежит большая ответственность, заключает газета.

Судя по последним сообщениям, поступающим на информационные ленты, хрупкое соглашение, достигнутое на конференции, дало первую трещину.

Один из наиболее влиятельных военных руководителей Северного альянса генерал Абдул Рашид Дустум заявил о бойкоте сформированного в Германии афганского временного правительства, передает корреспондент РИА "Новости". Он, похоже, не собирается делиться властью с кем бы то ни было. Ему вторит духовный лидер пуштунов Сайед Ахмад Гилани. Боннские соглашения он назвал «несправедливыми».

На пресс-конференции в Исламабаде Гилани заявил, что он, прежде всего, недоволен распределением министерских постов во временном правительстве Афганистана. При этом он утверждал, что были обойдены в первую очередь те, «кто сыграл важную роль в священной войне против советской оккупации Афганистана». Таким образом, отметил Гилани, временное правительство «несбалансированно». При этом он выразил надежду, что ООН предпримет дополнительные усилия в целях создания соответствующих условиях для будущего справедливого политического устройства Афганистана.

Гилани подчеркнул, что «Талибан» больше не существует как движение. Вместе с тем, по его словам, «талибы являются часть афганской нации».

Все это не идет на пользу Афганистану и что самое главное снижает ценность достигнутых договоренностей. Правда ру следит за развитием событий.

Дмитрий Литвинович

ПРАВДА Ру

Автор Дмитрий Литвинович
Дмитрий Литвинович — корреспондент, обозреватель, бывший главный редактор Правды.Ру *
Куратор Любовь Степушова
Любовь Александровна Степушова — обозреватель Правды.Ру *