Сергей снегов: спасателей не бывает слишком много. Когда случается трагедия, политика должна отступать

Мир соболезнует американской трагедии. Подобное никого не может оставить равнодушным.

Пошли третьи сутки с момента невероятных, немыслимых по масштабности терактов. И сегодня, по прошествии трех дней, в мире начинают раздаваться робкие вопросы: “Почему?…”

Почему за три дня разбора завалов удалось спасти лишь пять человек? Почему извлечено лишь 94 тела, когда пропавшими без вести в Нью-Йорке считаются 4763 человека? Где, наконец, были пожарные и спасательные вертолеты, почему они не снимали людей, заживо сгорающих в зданиях Международного торгового центра? Весь мир облетели кадры CNN: пылающее здание, выше уровня огня с подветренной стороны из окна свешивается мужчина и размахивает белой скатертью…

Его, десятки, если не сотни других людей, отрезанных от выхода огнем, можно было спасти.

На следующий день после трагедии все мировые СМИ облетела информация о том, что люди, оставшиеся под завалами, связываются со своими родственниками и службой 911 по мобильным телефонам. Сколько было таких звонков? Сейчас говорят лишь о полицейском, одном из пятерых спасенных, который звонил спасателям.

На разборе завалов в Нью-Йорке работают сейчас 18 команд спасателей. Их встречают аплодисментами на улицах города, спастели трудятся без сна и отдыха, они делают все, что могут. Но они не справляются, это очевидно.

Разбор завалов идет катастрофически медленно. И уже сейчас специалисты говорят: шансов найти под отбомками WTC живых людей практически не осталось.

В здании на момент теракта находилось от 20 до 50 тысяч человек…

Спасательные службы могут быть сколь угодно хороши, оснащены самой современной техникой. Но даже этой сверхсовременной техники при ликвидации последствий столь масштабной катастрофы крайне мало.

Спецсредств спасения не хватает – их просто нет в достаточном количестве. Не только у США, такая же ситуация в любом государстве мира. Хранить на складах огромное количество спецсредств, содержать целую спасательную армию никому не нужно, необходимоть в них возникает крайне редко, а лучше бы не возникала и вовсе.

Да, масштабы катастрофы просто чудовищны. Обломки двух небоскребов загромождают огромную територию. Пробиться к людям, оставшимся под завалами, невероятно трудно.

Но в мире существует опыт подобных работ. При ликвидации последствий спитакского землетрясения в СССР, когда подземными толчками был стерт с лица земли целый город, из-под обломков рухнувших зданий извлекли сотни живых людей.

К сожалению, власти США отказались от иностранной помощи. Наготове были российские, израильские спасатели, наша страна буквально через несколько минут после терактов предложила США свою помощь. Это предложение было с благодарностью отклонено спустя сутки.

Как показывает практика, профессиональных спасателей не бывает слишком много.

Но, к сожалению, слишком часто решения принимаются, исходя не из ценности человеческой жизни, а по политическим мотивам. Чтобы сохранить образ могущественой сверхдержавы, например.

Россия столкнулась с этим год назад, когда на дне Баренцева моря погибал атомоход «Курск». Наша страна отказалсь от иностранной помощи по многим причинам, в том числе и из соображений секретности – все-таки на дне лежал военный атомоход. Возможно, это решение стоило жизни уцелевшим морякам.

Сейчас мы все равно обратились к иностраной помощи. Специалистов, спасателей, своих, иностранных – не важно – в критической ситуации действительно не бывает слишком много.

Главное вовремя это понять. Пока еще есть шанс.

Фото "Рейтер".

Куратор Олег Артюков
Олег Артюков — журналист, обозреватель отдела политики Правды.Ру *
Обсудить