Цзян Цзэминь: Сущность социалистической демократической политики - в том, чтобы народ стал хозяином своей страны. Размышления лидера КНР О

Председатель КНР Цзян Цзэминь на днях дал обстоятельное интервью владельцу и издателю американской корпорации "Нью-Йорк таймс" Артуру Сулзбергеру-младшему и исполнительному редактору Джозефу Леливелду. Цзян Цзэминь подробно изложил позицию и взгляды современного Китая на вопросы, касающиеся китайско-американских и китайско-российских отношений, противоракетной системы, Тайваня и др…

Отвечая на вопрос о возможности возникновения новой холодной войны между Китаем и США, Цзян Цзэминь заявил:

- Китайский народ не хотел бы стать свидетелем возникновения в каком-либо месте планеты ни горячей, ни холодной новой войны и никаких иных потрясений, - напротив, всеми своими действиями Китай стремится к долговременному всеобщему миру, к совместному развитию народов и общему процветанию.

Мы видим свою центральную задачу в развитии национальной экономики и улучшении жизни народа. Китай не претендует на экспансию, он не представляет собой угрозу ни для какого государства и не хочет идти на конфронтацию с какой-либо страной. Мы пытаемся на основе пяти принципов мирного сосуществования строить равноправные взаимоотношения со всеми странами мира, поддерживать с ними дружественные контакты и вести взаимовыгодное сотрудничество.

Нет ничего странного, что между Китаем и США существуют некоторые разногласия. Вместе с тем, оба государства несут общую ответственность и нуждаются в усилении сотрудничества в области сохранения мира и стабильности на Земле, в стимулировании экономического развития как в своей стране, так и в глобальном масштабе, в разрешении глобальных проблем. Мы желаем развивать конструктивные отношения с США. Я лично смотрю на перспективы развития китайско-американских отношений с оптимизмом. Уверен: при условии общего соблюдения трех совместных китайско-американских коммюнике и основных норм международных отношений, надлежащего урегулирования существующих между двумя странами вопросов, китайско-американские отношения получат дальнейшее улучшение и развитие.

Коснувшись вопроса противоракетных систем, Цзян Цзэминь сказал, что позиция Китая имеет здесь два аспекта:

- Во-первых, мы выступаем против развертывания системы ПРО. Как многие другие страны, мы озабочены тем, что такие действия могут вызвать ряд серьезных отрицательных последствий и негативно скажутся на глобальном стратегическом балансе, осложнят международную обстановку. Во-вторых, мы выступаем за проведение такого диалога о путях решения проблемы, которые не нанесли бы ущерб интересам безопасности различных стран.

Существующие в Китае ограниченные запасы ядерного оружия предназначены только для целей самозащиты и не представляют угрозы другим государствам. В целях безопасности Китая мы продолжим прикладывать усилия к обеспечению эффективного ядерного потенциала страны.

Остановившись на китайско-российских отношениях и подписанном недавно Договоре о добрососедстве, дружбе и сотрудничестве между КНР и РФ, Цзян Цзэминь сказал:

- Недавно я и президент Владимир Путин подписали в Москве Договор, в котором заключены перспективы развития китайско-российских отношений в 21 веке. В частности, в нем содержится специальное положение о том, что договаривающиеся стороны на долгосрочной основе всесторонне развивают отношения добрососедства, дружбы, сотрудничества, равноправного доверительного партнерства и стратегического взаимодействия в соответствии с общепризнанными принципами и нормами международного права, а также пятью принципами мирного сосуществования.

В этом Договоре находит конкретное отражение общность позиций двух стран по широкому спектру вопросов. Подписавшие Договор отказываются от мышления в духе "холодной войны", когда считалось, что неучастие в союзах означает противостояние. Этот документ подчеркивает укрепление взаимопонимания и сотрудничества на основе отказа от союзничества, конфронтации и направленности против третьих стран, он определяет модель межгосударственных отношений нового типа, характеризующихся стремлением к безопасности путем укрепления взаимодоверия и развитем сотрудничества на взаимовыгодной основе.

В Договоре в юридической форме зафиксирована миролюбивая идея двух стран "передавать дружбу из поколения в поколение и никогда не враждовать друг с другом". Подписание Договора вызвало живой отклик в Китае и России, а также во всем мире. Международное сообщество дало высокую оценку содержанию Договора, полагая, что установление Китаем и Россией межгосударственных отношений нового типа будет способствовать развитию многополярного мира, послужит поддержанию мира и стабильности на Земле и благоприятствует установлению нового международного порядка.

Касаясь тайваньского вопроса, Цзян Цзэминь подчеркнул, что Тайвань – неотъемлемая часть территории Китая:

- Решение тайваньского вопроса связано с чувствами всего китайского народа, с необходимостью поддержания суверенитета и территориальной целостности страны. Весь китайский народ жаждет его скорейшего разрешения. Это -- общие чаяния народа. Любые попытки отделить Тайвань от Китая обречены на провал. Китай обязательно осуществит полное объединение страны. Все, кто живет на обоих берегах Тайваньского пролива, -- китайцы. Соотечественники, независимо от их месторождения -- Тайвань или континентальная часть страны, -- братья и сестры.

На этом свете мы больше всех надеемся на разрешение тайваньского вопроса - мирным путем. Мы выдвинули и придерживаемся основного курса "мирного объединения" и "одно государство -- два строя", имея целью максимально обеспечить интересы тайваньских соотечественников. Однако мы не можем обещать отказа от применения силы. Если мы пообещаем это, то мирное объединение станет невозможным.

Китайской и американской сторонами подписано три совместных коммюнике -- Шанхайское коммюнике 1972 года, Коммюнике об установлении дипломатических отношений 1979 года и Коммюнике от 17 августа 1982 года, которые заложили политическую основу для китайско-американских отношений. И в этих трех коммюнике американская сторона дала четкое обещание проводить политику признания одного Китая. В Коммюнике от 17 августа 1982 года американская сторона также обещала постепенно сокращать продажи Тайваню вооружений и в конечном итоге окончательно решить этот вопрос.

На самом же деле, американская сторона в течение продолжительного времени продавала Тайваню как китайскому району современное вооружение, характеристики и качество которого все время повышались. Все это ущемило чувства китайского народа, явилось ничем иным, как вмешательством во внутренние дела Китая, и осложнило разрешение тайваньского вопроса мирным путем. Такие действия США не только отрицательно отражаются на стабильности в районе Тайваньского пролива и улучшении китайско-американских отношений, но и не отвечают интересам самих США.

Говоря о дальнейшем развитии КПК в новом столетии, Цзян Цзэминь отметил:

- КПК является крупной партией, которая имеет 80-летнюю историю существования и 64 млн членов. Она обладает богатым опытом борьбы и управления государством. Мы всегда отстаиваем позицию сочетания основных положений марксизма с конкретной реальностью Китая, самостоятельность в разрешении вопросов и неотступное следование по пути строительства социализма с китайской спецификой.

Теория, линия, курс и политические установки нашей партии, отвечающие реальным условиям, встречают сердечное одобрение со стороны китайского народа. В результате проведения их в жизнь в Китае произошли колоссальные изменения. КПК в качестве правящей партии большой страны, в которой проживают более 1,2 млрд человек, необходимо постоянно стремиться к прогрессу, идя в ногу со временем.

Останавливаясь на реформе политической системы Китая, Цзян Цзэминь сказал:

- Китай является страной с древней цивилизацией, имеющей более чем 5000-летнюю историю. Однако в действительности народ начал вершить делами своей страны, стал хозяином государства и своей собственной судьбы - только после образования Нового Китая. Это событие привело к коренному изменению политического статуса китайского народа. Комментируя политическое положение в современном Китае, прежде всего следует осознать эту предпосылку. Если оставить этот момент без внимания, то нельзя будет правильно понять сущность политической системы Китая, основанной на народной демократии.

Развитие социалистической демократической политики является целью борьбы, к которой мы неуклонно стремимся. Мы давно уже заявили, что без демократии не может быть социализма и социалистической модернизации. Сущность социалистической демократической политики состоит в том, чтобы народ стал хозяином своей страны. Мы проводим реформу политической системы, именно имея целью дальнейшее развитие социалистической демократии и законодательства, усовершенствование конкретной системы соцдемократии, обеспечение народу полных прав на участие в демократических выборах, демократическом принятии решений, демократическом управлении делами и осуществлении демократического контроля. Мы стремимся к укреплению жизнедеятельности партии и государства, повышению активности низовых организаций и народных масс, принятию решений в духе науки и демократии, дальнейшему выявлению преимуществ и особенностей социалистического строя.

Мир богат и разнообразен. В нем приходится одновременно сосуществовать странам с разным уровнем цивилизации и неодинаковым общественным строем, при наличии определенных разногласий. Но нам следует перенимать друг у друга положительные качества и нельзя слепо копировать политические системы других стран. Преобразование политической системы Китая необходимо проводить с полным учетом отечественной истории, уровня современного экономического культурно-образовательного развития страны, - и делать это в интересах защиты единства страны, национальной сплоченности и социальной стабильности.

Отвечая на вопрос о борьбе с коррупцией в Китае, Цзян Цзэминь отметил:

- В качестве одного из общественных и исторических явлений коррупция существовала начиная с древних времен и до настоящего времени в различных обществах. Пока в мире нет ни одной страны, которая вправе сказать, что в ней полностью ликвидирована коррупция. Существует лишь разная степень коррумпированности общества.

Китай в настоящее время находится в процессе перехода от системы плановой экономики к системе социалистической рыночной экономики. Не все здесь уже налажено. Кроме того, в обществе по-прежнему кое-где не изжиты пережитки феодализма, существовавшего в Китае несколько тысяч лет. Все это не только создало условия для возникновения и распространения явлений разложения, но и затрудняло действенную борьбу с ними.

Мы неизменно считаем, что борьба против коррупции и создание неподкупного госаппарата являются одной из важнейших гарантий успешного проведения в Китае политики реформ и открытости в осуществлении модернизации страны. Наше отношение к коррупции выражается в неуклонной и неустанной борьбе против нее. При этом категорически нельзя попустительствовать разложившимся элементам, нельзя давать им никакой пощады. В ходе борьбы против коррупции и создания неподкупного аппарата мы должны прилагать не только паллиативные, но и радикальные меры, взяв курс на их сочетание. При этом воспитание является основой, законодательство -- гарантией, а контроль играет ключевую роль в борьбе против коррупции. Нам необходимо искоренить почву возникновения и распространения явлений разложения. Демократические выборы и контроль со стороны СМИ благоприятствуют обузданию коррупции.

В этом направлении мы приложили значительные усилия и достигли позитивных результатов. Руководители КПК, ответственные работники правительств различных уровней и депутаты Собраний народных представителей разных степеней избираются путем открытых выборов. Демократические выборы благоприятствуют обеспечению неподкупности и честности. Внутренняя обстановка в Китае предопределяет кое-какое отличие избирательной системы нашей страны от системы выборов в западных странах. В этом плане нет необходимости достижения их полного совпадения.

Контроль со стороны СМИ является у нас важной составной частью контроля со стороны населения. Органы китайских СМИ играют значительную роль в контроле над деятельностью правительственных чиновников. Ряд газет, телевизионных станций, радиостанций и других видов СМИ имеют специальные рубрики или программы, которые вскрыли немало проблем…

Остановившись на вопросе о партийной системе в Китае, Цзян Цзэминь подчеркнул:

- Множество людей до сих пор не знакомо с китайской партийной системой. В Китае осуществляется институт многопартийного сотрудничества и политических консультаций под руководством КПК. Такой институт является одной из основополагающих политических систем в Китае. КПК представляет собой правящую партию. Существующие в стране другие восемь демократических партий также участвуют в органах власти. Они, сотрудничая с КПК, принимают участие в управлении государством. КПК и восемь демократических партий во взаимных отношениях проводят курс на "длительное сосуществование, взаимный контроль, отношение друг к другу с полным доверием, совместное переживание чести и невзгоды". КПК ведет консультации с партиями по важнейшим государственным делам, проявляя при этом дух высочайшей демократии.

Такой порядок осуществляется и на законодательной основе. Лично я часто провожу обсуждения с руководителями этих демократических партий ряда важнейших вопросов. По моему мнению, это очень полезно для нас.

В мире трудно найти страны, в которых партийная и политическая системы совершенно одинаковы. У каждой страны своя особая внутренняя обстановка. Поэтому необходимо создавать и совершенствовать партийную систему исходя из собственных реалий. И ключевой момент тут состоит в благоприятствовании экономическому развитию и политической стабильности в собственной стране, а также защите и реализации коренных интересов народа.

В такой крупной многонациональной развивающейся стране как Китай, необходимо энергичное политическое руководство, способное сконцентрировать волю и силы 1,2-миллиардного населения на пути продвижения к цели модернизации страны. В противном случае страна могла бы превратиться в нечто совершенно рыхлое, как гора песка, и рассыпаться. Мы пришли к такому выводу после обобщения итогов развития Китая за последний период новой истории и анализа уроков ряда стран в их процессе развития…

Подготовлено по материалам «Синьхуа» и «Белта»

Куратор Олег Артюков
Олег Артюков — журналист, обозреватель отдела политики Правды.Ру *
Обсудить