Тимоти бэнкрофт-хинчи: объединенная Европа - очередная химера?

Когда Европейский Союз начинает толковать о расширении на восток, становится ясно, что складывается этот Союз из стран, которые свои интересы ставят превыше всего. Прежде всего, стоимость этой экспансии на восток не позволяет 15 странам – членам Евросоюза занять твердую позицию.

Однако на прошлой неделе в Швеции 15 министрами иностранных дел все-таки начали обсуждение коммерческой стороны вопроса. Расширенные дебаты по расширению ЕС состоятся в 2002 году. Сам факт, что обсуждение началось гораздо раньше, свидетельствует о том, как сложно этим 15 участникам серьезно относиться к данному вопросу. Первая фаза переговоров будет касаться механизмов по объединению членов Евросоюза, в частности, Общей аграрной политики и Регионального фонда развития, а также инструментов стратегии, предшествующих слиянию.

Переговоры о полном вхождении должны затронуть вопросы адаптации законодательных баз стран-участниц к общему законодательству, адаптации правовых, политических и экономических систем государств к единой валюте, а также вопросы адаптации коммерческой политики каждого государства к директивам Европейского Сообщества, касающихся стратегии конкуренции и рынка. Это в теории, а на практике эти вопросы не так уже легко решаются. Например, северные страны хотят запустить в действие более гибкую систему годовых аграрных субсидий. Южные страны – напротив. Мадрид боится лишиться структурированных фондов и грозится наложить вето на любое решение, грозящее лишением субсидий бедных районов Испании. Швеция, в свою очередь, больше всех жаждет экспансии на восток. Стокгольм, который сейчас так рвется к президентству в Евросоюзе, ожидает завершения переговоров о вступлении новых членов до конца 2004 года.

Министр иностранных дел Франции Юбер Ведрэн утверждает: «Между позициями государств-участников есть несостыковки по общей политике, бюджетным ресурсам и вступлению новых членов». Немец Йошка Фишер настаивает на дальнейшем укреплении Европейского парламента, который впоследствии возьмет на себя функции Совета Министров. Другие страны против Европейской Федерации, и главным оппонентом здесь является Великобритания.

Пока за спинами простых граждан принимается большинство решений, связанных с политикообразованием Евросоюза, мнение народа предельно ясно. Например, последний опрос об экспансии Евросоюза на восток, проводившийся во всех 15 государствах-членах, показал, что ее поддерживают лишь 44 % населения. Эта экспансия увеличит число потребителей с 370 до 480 миллионов. Первая волна экспансии предполагает вхождение в Евросоюз Кипра, Эстонии, Венгрии, Польше, Чехии и Словении; вторая – через несколько лет – Румынии, Словакии, Болгарии, Латвии, Литвы и Мальты; где-то между этими двумя этапами находится Турция.

Следует еще сказать, что пока не существует ни одной сколько-нибудь твердой даты. Выстроившись в очередь за средствами из фондов Евросоюза, все эти страны должны осознавать, что, вероятно, к тому моменту, когда они будут готовы вступить в Евросоюз, такой возможности у них не будет. Споры внутри Европейского Союза вовсе не способствуют созданию надежного имиджа объединенного континента, какой существовал во времена Римской империи. Этот объединенный континент так же реален, как и фантазии Дон-Кихота, созданного Сервантесом.

ПРАВДА.Ру

Лиссабон

Куратор Олег Артюков
Олег Артюков — журналист, обозреватель отдела политики Правды.Ру *
Обсудить