Два зуба за пиар

В Москве произошёл очередной политический скандал - избили советника лидера «Объединённого гражданского фронта» Гарри Каспарова Марину Литвинович . Когда избивают женщину - это всегда гнусность. Когда избивают женщину-политика - это уже пиар. И судя по тому, как пока развиваются события в информационном пространстве, - пиар удался на славу.

Литвинович не стала торопиться с комментариями, предоставив право общественности самой выдвинуть наиболее вероятные версии. А для затравки, чтобы мысль шла в верном направлении, сказала, что не знает, кто мог на неё напасть, заметив при этом, что у неё ничего не пропало - ни телефона, ни дорогого ноутбука, ни денег. И либеральное сообщество, не колеблясь ни секунды, однозначно заявило о политической подоплёке преступления. Вскоре появились и первые версии, объясняющие причины нападения.

Согласно одной из них, все произошло из-за того, что на следующий день партнёр Гарри Каспарова должна была принимать участие в передаче в приемную администрации президента собранных по всей России подписных листов за отставку нынешнего министра обороны Сергея Иванова. Поскольку она принимала непосредственное участие в проведении подписной кампании, то, стало быть, Сергей Иванов приказал каким-нибудь дембелям избить надоедливую оппозиционерку. Версия неплохая, но Литвинович добивалась другого..

Однако «нужной» версии так никто и не выдал, поэтому Марине Литвинович самой пришлось раскрывать карты. В эфире радио «Эхо Москвы» она заявила, что у неё появились «новые очень интересные факты, достаточно серьёзные и важные» по делу о расследовании терактов в Москве и Беслане. Это было уже что-то. Не какой-то военный министр, жаждущий лично поквитаться с активисткой гражданского сопротивления, а целая государственная структура. Или даже две - ФСБ и Администрация президента. А может, даже и три, четыре, пять... в общем, чем больше - тем лучше. В этом случае разговоров про «кровавую гэбню», начинающей физическое устранение врагов режима, хватит на несколько месяцев.

Есть и ещё одна причина, по которой член Федерального совета ОГФ не стала поддерживать первоначально выдвинутую версию с Ивановым - нападение произошло слишком вовремя. Кроме подачи челобитной президенту России, выбитые зубы известного политтехнолога удачнейшим образом совпали с начинающимся процессом по делу бывшего сотрудника службы безопасности ЮКОСа Алексея Пичугина.

Алексей Кондауров (КПРФ) уже заявил, что истинная цель этого процесса не А. Пичугин, который уже получил своё, а Леонид Невзлин . Бывший совладелец ЮКОСа, проживающий в Израиле, отбивается сейчас от атак российской Генпрокуратуры, мечтающей поговорить с ним с глазу на глаз, и избиение его подопечной (Марину Литвинович многие считают доверенным лицом Леонида Невзлина) станет лишним поводом поговорить о разгуле политического террора в России.

Предположение, что известная пиарщица согласилась изуродовать себя ради спокойствия своего шефа, выглядит слишком фантастичной (впрочем, несмотря на то, что женщину били ногами, причём преимущественно по голове, обошлось без сотрясения мозга и переломов). Версия о том, что Невзлин не стал извещать свою подопечную о нападении, просто омерзительна по своей сути. Хотя, как заявила Марина Литвинович, причин для нападения может быть много. Но есть и ещё один вариант развития событий, в появлении которого пострадавшая заинтересована меньше всего.

Это нападение - не первое в профессиональной карьере Марины. В 1999 году, когда неутомимый борец с путинским режимом трудилась на благо государственной идеологии в «Фонде эффективной политике» у Глеба Павловского, она также подверглась нападению со стороны неизвестных лиц, похитивших портфель с чрезвычайно важными документами из ФЭП . Но бумаги оказались настолько важными, что их исчезновение было только нарукуЛитвинович и её шефу, так что раздувать дело не стали.

Как известно, на политиков и политтехнологов часто нападают с целью отобрать "легкие деньги" – не секрет, что публичным и непубличным труженикам политической сцены часто приходится иметь дело с "черным налом". По крайней мере, в России. Десятки и сотни тысяч долларов – обычные суммы, которыми приходится оперировать в российской политике.

Вполне возможно, что Марина Литвинович, зайдя в тупик с расследованием Бесланской трагедии, решила сразу убить двух зайцев: и интерес к проекту подогреть, и деньжат нахаляву срубить. Быть может, получив деньги на предстоящую кампанию, в девушке взыграла элементарная жадность, она решила таким нехитрым способом поправить своё финансовое положение. Быть может, вмешались иные обстоятельства, но денежки, похоже, ушли в неизвестность. Так что Марине придётся сильно постараться, чтобы объясниться со спонсорами, у которых найдётся немало причин для того, чтобы сомневаться в искренности «матери» половины российских интернет-сайтов.

Во-первых, по словам самой Литвинович, у неё ничего не пропало. Если бы это были хулиганы, то наверняка постарались бы обчистить свою жертву. А крёмлёвские наймиты наверняка прихватили бы на память личный ноутбук своей жертвы с массой интересных вещей. Но ничего этого не было, а заявить о пропаже крупной суммы  "чёрного нала" девушка не могла по понятным причинам.

Во-вторых, Марина Литвинович несколько дней назад вдруг неожиданно заговорила о смерти, которая ходит с ней под ручку. «Я все время думаю о смерти. Как-то так получается... я ее не люблю. Но мы как-то все время ходим с ней под ручку», - пишет она в своём интернет-дневнике. Так что почва была подготовлена заранее.

В-третьих, пострадавшая не стала обращаться в милицию. Ни сразу после нападения, ни на следующий день. Интересно, что Иван Стариков, которого избили в октябре прошлого года, также не стал сразу обращаться в милицию, а сделал это гораздо позже. Между тем оперативность в подобных случаях играет определяющую роль, а попытка найти преступников спустя сутки после нападения скорее всего ни к чему не приведёт.

Впрочем, историю со Стариковым замяли, поскольку выяснилось, что причиной лёгких телесных повреждений стала игра для настоящих мужчин – в тот вечер Иван Стариков играл в хоккей и, как говорят очевидцы, не слишком удачно упал. Марина Литвинович, судя по всему, тоже не горела желанием начать поиски хулиганов по горячим следам.

Быть может, через несколько лет всплывут истинные подробности. А пока, руководствуясь принципом «ищи кому выгодно», можно сделать один единственный вывод: нападение на Литвинович выгодно всем - ей самой, её начальникам, всей российской оппозиции, но только не Кремлю. По крайней мере трудно представить, чтобы власть самостоятельно вложила в руки оппозиционеров оружие, направленное против неё же самой.

Комментарии политиков: Андрей Богданов , лидер ДПР :

Очень жалко, и я лично сожалею, что это произошло. Сочувствую ей. Не думаю, что это политический заказ, потому что Объединенный гражданский фронт на политику никак особо не влияет.

Ирина Хакамада :

Я исключаю мелкое хулиганство, я думаю, это действие, направленное на устрашение. Известно, что Марина Литвинович находится в оппозиции достаточно давно. Ей уже угрожали, когда она со мной работала в президентской компании. Звонили по телефону и говорили, что если жить хотите, то завязывайте все эти ваши выступления, обращения в суды и т.д. Нападений не было, потому что мы организовали охрану. Угрожают ей и теперь, когда она работает с Гарри Каспаровым. Я думаю, все-таки здесь есть подоплека политическая, кто-то дергает за ниточки и натравливает одну часть людей на другую.

Лев Правин
Куратор Олег Артюков
Олег Артюков — журналист, обозреватель отдела политики Правды.Ру *
Обсудить