СПС против "Яблока": змея, кусающая себя за хвост

Чем больше лидеры демократических партий говорят о необходимости объединения, тем чаще информационное пространство прорезают сенсационные новости о новом расколе. Показательное выступление по внесению раскола в стройные ряды оппозиции в конце прошлого года продемонстрировал экс-премьер России Михаил Касьянов. Ранее не менее эффектно распался "Объединённый гражданский фронт".

Словом, примеров блестящего создания и не менее блестящего развала коалиций можно отыскать множество. Но все они выглядят банальной перебранкой между торговками семечек на базаре, когда на ринге появляются боксёры-тяжеловесы — политические партии "Союз правых сил" и "Яблоко".

Заклятые друзья

Конец прошлого года ознаменовался величайшим событием — злейшие враги наконец примирились и рука об руку пошли единым фронтом на выборы депутатов Мосгордумы, демонстрируя опешившим избирателям полную любовь и взаимопонимание. Избиратель, понятное дело, к этому сомнительному браку отнёсся с недоверием, но, на всякий случай, проголосовал "за".

Недоверие возникло не на пустом месте. История взаимоотношений этих двух партий изобиловала многим, но вот чистой и светлой любви между ними не наблюдалось. "Это традиционное объединение, они часто к нему прибегали, в частности, на недавних выборах в Москве, — считает политолог Дмитрий Орлов, — и эту технологию нельзя назвать очень удачной. Это тот случай, когда обычная арифметика не действует. Электораты "Яблока" и СПС отличны — по своему характеру, по своей структуре". Но если рядовые партийцы огрызались исходя из личной неприязни, то руководящий состав обеих партий изменил тактику.

И в СПС, и в " Яблоке " понимали, что объединиться и сохранить тот или иной бренд не удастся, поскольку для одного из игроков это будет автоматически означать поражение — политическое, идеологическое, финансовое. "Я не верю в объединение СПС и "Яблока". Объединение будет возможно только в том случае, если лидером организации станет Явлинский. Но я не думаю, что Чубайс и Гозман отдадут свою организацию Григорию Алексеевичу, — считает Дмитрий Орлов. — Белых может и согласится, но реальный хозяин, руководитель СПС — это Анатолий Чубайс. Я уверен, что Чубайс и Гозман в критический момент, когда встанет вопрос об объединении, заблокируют это решение".

В результате стороны пришли к компромиссу: чтобы никому не было обидно, не принимается ни бренд "Яблока", ни бренд СПС, а всё начинается с нуля. Собственно именно об этом говорил номинальный лидер СПС Никита Белых, объявляя о начале новой игры под названием "Перезагрузка". Сюжет игры прост: старые партии изжили себя, постоянно находятся под огнём критики, поэтому необходимо создать новую организацию, но с теми же людьми. Остроту игре придаёт тот факт, что место лидера в новой партии остаётся вакантным и кто его займёт, выяснится в ходе конкурентной борьбы между создателями игры — "Яблоком" и СПС. Победитель в этой схватке, как водится, получит всё.

Взрослые игры в детской песочнице

Партийные бонзы извлекли урок из прошлого, поняв, что открытая вражда чревата потерей доверия со стороны избирателей и, следовательно, не выгодна никому. Поэтому арена боевых действий была перенесена в закрытое от посторонних глаз место, где была создана виртуальная площадка-тренажёр для подготовки бойцов к решающему сражению. Этой площадкой стало молодёжное движение "Оборона".

Говорят, что дети копируют поведение взрослых. Поэтому по поведению ребёнка, его манерам можно очень многое сказать о родителях. Точно так же проявляется это копирование взрослых и в соперничестве между детьми, где они, не теряя наивности и искренности, вполне могут использовать против своего противника приёмы, к которым зачастую опасаются прибегать умудрённые опытом бойцы.

Расстановка сил в "Обороне" была близка к расстановке сил партий на федеральном уровне — карт-бланш был у "яблочников". Неформальным лидером организации являлся бывший руководитель молодёжного "Яблока" Илья Яшин, многие важные посты занимали также выходцы из "Яблока", да и финансирование частично осуществлялось из недр партийной кассы Григория Явлинского .

Таким образом, перед выборами нового Координационного совета сторонники "Яблока" были уверены в своей победе. Похоже, что эта самонадеянность их и подвела. В течение нескольких минут член СПС Олег Козловский в пух и прах разбил яшинскую оборону, выставив того в качестве старого петуха, только и умеющего, что кукарекать по любомуповоду, но отлынивающего от реальных дел. Не ожидавшие такого подвоха "яблочники" так и не смогли прийти в себя. В результате Козловский набрал большинство голосов, а Илья Яшин вообще не попал в число руководителей.

По мнению Дмитрия Орлова, позиция голосующих против Яшина была вызвана двумя причинами: во-первых, стремлением убрать от руководства этой организацией откровенно неадекватного деятеля; а во-вторых, желание сделать эту организацию более респектабельной. "В нынешнем виде она откровенно несистемно проводит уличные акции, не имеет чёткой идеи… я думаю, что в руках менеджеров СПС она приобретёт более легальный, респектабельный вид", — уверен политолог.

Удар был слишком силён, и Яшин постарался объяснить причины своего поражения. Но поскольку открывать полностью карты было нельзя, он свалил всё на… происки олигархов (причём круг вероятных олигархов простирался от совладельца ЮКОСа Леонида Невзлина до замглавы Администрации президента Игоря Сечина), мечтающих захватить девственно чистую организацию, чтобы потом использовать её в своих грязных целях. Орудиями же олигархов стали как раз те немногие члены СПС, совершившие небольшой дворцовый переворот.

В общем-то, приём не отличался новизной и оригинальностью. "Яблоко", проигрывая по очкам своим коллегам из СПС, не гнушались обвинять "правые силы" в сотрудничестве с властью и получении денег от олигархов. Это было в 1999-м году, было в 2003-м, продолжается это и до сих пор. Справедливости ради следует заметить, что подобные разговоры велись и в отношении "Яблока".

В частности, со стороны СПС внедрялись в общественное сознание слухи о том, то на выборах в Мосгордуму блок "Яблоко" — Объединённые демократы" прошёл лишь потому, что у московских "яблочников" неплохие отношения с мэром столицы Юрием Лужковым, пожелавшим видеть среди депутатов знакомые лица, а не "тёмных" лошадок.

Как показала практика, обвинения в связях с олигархами сродни атомной бомбе — уничтожив врага, рискуешь погибнуть и сам, — поэтому "яблочники", понимая уязвимость своей позиции, начали готовиться к контратаке. Реванш был взят спустя две недели на собрании Координационного совета.

Олег Козловский, рассчитывающий забрать под себя сеть региональных отделений организации, столкнулся с яростным сопротивлением оставшихся "оборонщиков". Спор из-за должности координатора по регионам был одним из принципиальнейших моментов схватки. Ведь в руках одного человека сосредотачивалась вся информация о деятельности региональных структур, управляя которыми можно было оказать существенную поддержку своим партийным патронам в формировании имиджа будущей организации.

Но борьба за этот ключевой пост закончилась поражением эспээсовского крыла "Обороны". Причём поражение оказалось не только полным, но и позорным. В конечном итоге возмутитель спокойствия вообще не получил ничего: ни одно из его предложений не прошло, его не допустили ни в одну из рабочих групп, но зато поручили отвечать за работу всех групп перед тем же Координационным советом, сделав таким образом из Олега Козловского натурального козла отпущения.

Кто войдёт в последний вагон?

Таким образом, последний раунд оказался за "Яблоком", но исход схватки до сих пор не ясен. В бой ещё не вступила тяжёлая артиллерия, но судя по результатам разведки боем, скорый конфликт партий неизбежен. Об этом во многом говорит ситуация в региональных отделениях партий, примеряющих на себя бренд "объединённых демократов". Не так давно один из функционеров СПС Борис Надеждин объявил, что в восьми регионах СПС и "Яблоко" сформировали единые списки.

На деле же ситуация обстоит несколько иначе. Как правило, равноценных объединительных списков нет нигде: список на 90% (а то и на 100%) составлен из представителей либо одной, либо другой партии. Впрочем, особой разницы здесь нет, поскольку региональные отделения и "Яблока", и СПС, и других партий либерально-демократической направленности чётко следуют генеральной линии центрального руководства.

Точно так же по команде своего лидера Ирины Хакамады весь наличный состав "Нашего выбора" без колебаний вступил в "Демократическую партию России", точно так же велика вероятность того, что аналогичным образом поступят и другие. Гадать, на чьей стороне придётся играть завтра, можно, но бесполезно — шансы у всех равные. А вот вовремя выяснив, на чьей стороне окажется контроль за молодёжными организациями, можно сорвать весомый куш. Если, конечно, к тому времени останется что срывать.

Автор Лев Правдин
*
Куратор Олег Артюков
Олег Артюков — журналист, обозреватель отдела политики Правды.Ру *
Обсудить