«Непорочная Гриша» не против партнерства с Лимоновым?

Как известно, в среде демократов у лидера «Яблока» Григория Явлинского есть дружески-шутливое прозвище «непорочная Гриша», что должно означать высокую оценку приверженности Григория Алексеевича идеалам демократии и свободы, а также неприятия каких-либо сношений и отношений с теми, кто эти идеалы не разделяет, а, наоборот, хочет установить в России власть пожизненного фюрера, пардон, вождя (как это декларируют национал-большевики Лимонова). После долгого отсутствия на публике «непорочная Гриша» устроил политбенефис в Центральном Доме литераторов, на котором ожидалось, что лидер «Яблока» даст четкую оценку отношениям между своей партией и НБП.

Официально это действо называлось собранием Московского гражданского конгресса, но фактически оно стало итоговым предвыборным мероприятием «Яблока» перед выборами в Мосгордуму. Открыл его «всемирно известный» борец с коррупцией Георгий Сатаров, который сообщил, что «объединенные демократы» изобрели действенный ход: «группа граждан» (Сатаров, Алексеева, Ковалев и прочие «правозащитники») объехала территориальные избирательные комиссии и строго-настрого намекнула их председателям, что если те позволят себе какой-либо мухлеж при подведении итогов голосования, то демократы этого так просто не оставят. Не уточнив, насколько законны такие объезды и предупреждения, Сатаров признался, что, кроме выборов в Мосгордуму, основная проблема для демократов – это вносимые в законодательство об общественных организациях изменения. Ну не могут наши объединенные и не совсем объединенные демократы и правозащитники без зарубежных вливаний – хоть убей!

После Сатарова на сцену вышел Григорий Алексеевич Явлинский. По-вождистски помахав залу ручкой, Явлинский произнес довольно эффектный спич. По его мнению, в России не осталось ничего – ни свободной прессы, ни независимого правосудия. Спецслужбы и правоохранительные органы совсем обнаглели, а бизнес полностью подконтролен власти. Спасти страну от произвола и тоталитаризма могут лишь демократы, которых удалось наконец-то объединить именно «Яблоку». Смотрелся Явлинский на трибуне эффектно – ну прям как Остап Бендер в исполнении Андрея Миронова на собрании «Союза меча и орала». Так и ожидались из его уст коронные фразы - «Отовсюду мы слышим народные стоны» и «Заграница нам поможет».

После Явлинского выступление лидера СПС Никиты Белых выглядело довольно блекло. Доложив залу, что в Москве на кон поставлена не только судьба свободы и демократии и в меру попугав публику, что в случае поражения демократов нас ожидает готовящаяся некими «фашистами» война, господин Белых доходчиво показал, какое место занимает СПС в якобы равноправном союзе с «Яблоком».

Оставив собравшуюся «демократическую общественность» во главе с генсеком Союза журналистов Игорем Яковенко обсуждать перспективы прогнозируемого «прозябания» привыкших к западной поддержке многочисленных фондов и ассоциаций, Явлинский и Белых вышли к прессе. Пресс-секретарь Явлинского Евгения Диллендорф выстроила группу молодых людей с каменными лицами, державшими в руках флаги «Яблока». На их фоне Явлинский с Белых стали красоваться перед телекамерами в ожидании «хороших» или, по терминологии Диллендорф, «нестранных вопросов». И такие вопросы тут же последовали: «А что вы, Григорий Алексеевич, думаете о жилищно-коммунальной реформе?», «А что вы думаете про то, как помочь простым москвичам?» и так далее, и тому подобное. И Явлинский отвечал без заминки – думаю, поможем,  и тому подобное, и так далее. Но вот уже вопрос о политических амбициях Касьянова поверг «непорочную Гришу» в легкий штопор. Пробормотав что-то о том, что встречался с Касьяновым последний раз в бытность того премьер-министром (ой ли, Григорий Алексеевич?), Явлинский с изменившимся выражением лица дал понять, что подобные вопросы на его бенефисе малоуместны.

Но в совершенную оторопь его вогнал вопрос о том, какую же все-таки позицию занимает «Яблоко» по отношению к Национал-большевистской партии Эдуарда Лимонова. Всем известно, что по этому, казалось бы, простому вопросу различные деятели «Яблока» занимают взаимоисключающие позиции, а некоторые из них меняют свою точку зрения, как говорится, по сто раз на дню и, находясь, видимо, в маловменяемом состоянии завтра забывают то, что говорят сегодня.

Явлинскому был задан совершенно ясный вопрос: «Лидер питерского «Яблока» Максим Резник заявил, что предоставление питерского офиса партии под встречу Лимонова с друзьями, национал-большевиками, никто в «Яблоке» не осудил». А руководитель столичного «Яблока» Сергей Митрохин на пресс-конференции в «Интерфаксе» назвал произошедшее «крупнейшей политической ошибкой». «Так кто же врет, Григорий Алексеевич, Резник или Митрохин?» - был задан вопрос в присутствии многочисленных корреспондентов.

Лично я, до сего дня всегда голосовавший за «Яблоко», ожидал, что Григорий Алексеевич скажет, что врет Максим Резник, что не может быть ничего общего между старейшей демократической партией России и теми, кто в проекте своей программы открыто провозглашает антидемократические и националистические взгляды и даже призывает, по примеру Пол Пота, переселять избыточное городское население в деревни. Тем более что всем пришедшим на мероприятие «объединенных демократов» раздавалась книга В.Лихачева «Нацизм в России», в которой Национал-большевистская партия отнесена к организации фашистского толка: «В идеологии НБП переплелись элементы раннего фашизма, сталинизма, анархизма…» Но Явлинский, похоже, книгуЛихачева не читал.

Так и не определив, кто же наврал – Митрохин или Резник – Явлинский замогильным голосом ответил: «Наверное, врете вы». Сначала показалось, что он не владеет ситуацией. Возникло даже подозрение, что Диллендорф долгое время держала уважаемого демократа на голодном информационном пайке, чтобы такие «мелочи» не отвлекали Григория Алексеевича от тяжких дум о судьбе России. Пришлось вопрос повторить. Изобразив на лице крайнее неудовольствие, Явлинский перед телекамерами произнес: «В партии существуют различные мнения по этому (то есть о сотрудничестве с национал-большевиками) вопросу». И отвернулся.

Не только мне все стало ясно. Господин Явлинский дал понять, что в «Яблоке» разные мнения о союзах с партией, в идеологии которой сами же либералы обнаружили еще несколько лет назад элементы фашизма и сталинизма. Что интересно, свое заявление Явлинский сделал в тот же день, когда Митрохин открестился от того, что назвал приглашение Лимонова в питерский офис партии ошибкой, и даже заявил, что, если тот со своими национал-большевиками исправится, то НБП и «Яблоко» вполне могут стать партнерами.

А партнерами в чем, уже становится ясно. Хотя «непорочная Гриша» пока делает непонимающее лицо при упоминании фамилии Касьянова, похоже, что спонсоры «объединенных демократов» уже определились с кандидатурой на президентских выборах 2008 года. А поручили озвучить идею объединения всех оппозиционеров вокруг Касьянова, хочется напомнить, именно Лимонову. Кстати, 18 декабря Москве обещают очередной антифашистский марш «объединенных демократов». Так и видишь в первых рядах Касьянова, Явлинского и «исправившегося» Лимонова…

Андрей Щербаков

Куратор Олег Артюков
Олег Артюков — журналист, обозреватель отдела политики Правды.Ру *
Обсудить