Наказы Лужкову

Как известно, московский мэр Юрий Лужков победил на прошедших выборах  с оглушительным успехом, ему даже не пришлось ни с кем бороться. 74,81% москвичей отдали голоса в его поддержку.

За ближайшего соперника - президента Национального резервного банка Александра Лебедева – проголосовало только 12,38%. Против всех кандидатов высказались 7,17%, из чего следует, что оппонирующих московскому мэру  избирателей - в десять раз меньше, чем его сторонников. Однако все ли хорошо в столице нашей родины?

Социологи фонда «Общественное мнение»  спросили москвичей, в каких сферах жизни столицы нужно улучшать ситуацию в первую очередь. На первое место вышло "медицинское обслуживание" (72%), заметно обогнав "жилищные условия" (51%) и "работу милиции" (47%). 

Что же больше всего не устраивает москвичей в сфере медицинского обслуживания? Прежде всего, судя по их ответам на соответствующий вопрос, это трудности с получением своевременной медицинской помощи (39%), и тут главные нарекания вызывает работа городских поликлиник (27%): "большие очереди к специалистам", "долгая предварительная запись", "не хватает талонов", "можно прийти на прием, отсидеть полдня - и так и не попасть", "чтобы попасть к врачу, надо два часа на улице стоять, а потом еще больше - в очереди на запись, а потом еще больше - в очереди к врачу". 

Кроме того, 14% респондентов отмечают нехватку в поликлиниках участковых, специалистов и вообще медперсонала всех уровней. 3% сетуют на то, что в районных поликлиниках - старое медицинское оборудование. Врачей не хватает, к ним трудно попасть, но и придя на прием, пациент не всегда получает квалифицированную помощь: 26% опрошенных утверждают, что у врачей - плохая подготовка, а назначаемое лечение - мало эффективно ("врачи помощи почти не оказывают", "трудно получить адекватную помощь"). 16% жалуются на безразличие, халатность, грубость врачей, формализм и неуважительное отношение. 

25% респондентов сетуют на высокие цены в аптеках и платных медицинских учреждениях, на снижение доли бесплатного обслуживания и на то, что приходится "неофициально" оплачивать медицинские услуги ("высокие цены на лекарства", "дорогое платное обслуживание", "бесплатная медицина умерла", "все - за деньги", "взятки кругом", "за бесплатно никто ничего не делает, даже "скорая помощь" и поликлиники"). 

2% не столько жалуются, сколько объясняют причину всех перечисленных негативных явлений: "бедность и нищета нашего здравоохранения", "слишком бедные врачи", "отсутствие финансирования - отсюда все проблемы". 

Как в Москве работает общественной транспорт, первейшая забота любого градоначальника? По данным опроса ФОМ, никогда не передвигаются по городу на общественном транспорте лишь 7% столичных жителей. Две трети респондентов (68%) пользуются им часто, а четверть (24%) - редко. Чаще всего москвичи ездят по городу в метро (73% от пользователей общественным транспортом), несколько реже - на автобусах (59%). Троллейбусами, маршрутными такси и трамваями пользуются соответственно 26%, 19% и 14% горожан. 

Социологи спросили москвичей, какие из видов общественного транспорта сегодня работают хорошо, а какие - плохо (данные в % от заявивших, что им приходится пользоваться общественным транспортом): соотношение хороших оценок к плохим в отношении метро – 63% к 4%; маршрутного такси – 17% к 4%; автобуса – 13% к 36%; троллейбуса – 9% к 10%; трамвая – 8% к 7%.

То есть, по мнению тех, кто пользуется общественным транспортом, автобусы за последний год стали работать хуже, но заметно улучшили свою работу маршрутные такси, отчасти компенсируя недостатки автобусного движения. Что же больше всего не устраивает москвичей в работе общественного транспорта? В первую очередь, нарекания вызывают большие интервалы в движении, причем эта претензия адресуется обычно автобусным маршрутам: 46% городских жителей недовольны тем, что "автобус редко ходит", "не по расписанию". 

Следствие плохой организации движения - давка, толчея: на дискомфорт при поездках жалуются 19% опрошенных. Кроме того, зимой салоны не обогреваются, а летом в них душно - плохая вентиляция, отсутствуют кондиционеры. Еще одно неудобство - установка турникетов в некоторых трамваях и автобусах. Говоря о метро, москвичи выражают недовольство тем, что "под землей" стало грязно. 

Негативно влияют на работу наземного общественного транспорта и пробки на дорогах. Москвичи также жалуются на дороговизну проезда (3%), на то, что парк поездов метро, троллейбусов, автобусов и трамваев давно не обновляется (2%), кондукторы и водители бывают грубыми и невоспитанными (2%); маршруты автобусов составлены неудобно, и этих маршрутов недостаточно (1%). 

В ходе опроса две трети жителей столицы (64%) заявили, что им приходится пользоваться легковым автомобилем - в качестве водителей или пассажиров. При этом у 41% опрошенных возникает много связанных с этим проблем. 

Пассажиров и водителей автомобилей попросили назвать самые острые проблемы, которые возникают у них при передвижении по Москве. Более половины (53%) назвали дорожные пробки и затрудненность движения по дорогам ("огромные пробки", "перегруженность дорог"). 6% отмечают, что у московских водителей низкая культура вождения, они часто создают аварийные ситуации, нарушая правила движения ("все едут, как хотят", "много лихачей", "хамство собратьев"). 

5% водителей и ихпассажиров считают основной проблемой плохое состояние дорог ("ужасные дороги", "развязок мало"). 4% обращают внимание на то, что в столице недостаточно парковок и стоянок для машин. 4% пользователей автотранспорта указывают на неудовлетворительную работу ГАИ (ГИБДД). По мнению опрошенных, автоинспекторы "наглы" и "придирчивы", но при этом плохо исполняют свои обязанности по управлению дорожным движением. 

Проведенный опрос показал, что подавляющее большинство москвичей устраивают условия жизни в их районе (80%). Кроме того, 38% опрошенных отмечают, что за последний год эти условия улучшились (45% считают, что они не изменились, а 13% - что ухудшились). 

Москвичи вполне удовлетворены количеством школ, аптек, банков, почтовых отделений и собесов в их районах. Однако говорят о дефиците автомобильных стоянок и гаражей (22%), театров (19%), кинотеатров (16%), больниц и поликлиник (15%), магазинов (13%), предприятий бытового обслуживания (11%), детских садов (8%), кафе, баров, ресторанов (7%), милицейских опорных пунктов (5%) и служб занятости (4%). 

Если более трети москвичей старше 55 лет говорят, что в их районе "всего хватает" (35%), то молодежь в основном выражает претензии по поводу дефицита культурно-досуговых учреждений. Именно эта группа опрошенных сетует на то, что в их районах не хватает театров (29%), кинотеатров (24%), кафе, ресторанов и баров (16%).

Автор Инна Новикова
Инна Новикова - с 2000 года - генеральный директор, главный редактор интернет-медиахолдинга "Правда.Ру". *
Куратор Олег Артюков
Олег Артюков — журналист, обозреватель отдела политики Правды.Ру *
Обсудить