Имидж наизнанку

Кто есть кто среди российских партий
Меньше чем через месяц гражданам России снова представится шанс определиться с политическими взглядами на следующие четыре года. Конечно, большинство населения округлит глаза, если вы назовете их центристами. Но, возможно, еще больше удивятся сознательные противники коммунизма, узнав, к примеру, что политика «Яблока» по целому ряду позиций мало чем отличается от политики КПРФ.

А убежденные либералы, в свою очередь, никогда не согласятся с тем, что на правом фланге российской политики пусто, а СПС - это нормальная центристская партия. Между тем анализ результатов голосования партийных фракций Госдумы РФ уходящего созыва по наиболее принципиальным законопроектам может подарить нам несколько приятных открытий. ИА «День» взял 28 рассмотренных в Думе в период 1999-2003 гг. законопроектов и постановлений, темами которых были реформа местного самоуправления, ввоз ядерных отходов, вотум недоверия правительству и др. и исследовал степень согласованности итогов голосования разных фракций между собой. Итак, слегка пройдемся по партийным идеалам каждой из думских фракций. 

КПРФ: против всех  

Фракция коммунистов имеет самый высокий в Думе процент голосования 'против'. Собственно, что еще можно ожидать от красных законодателей, оказавшихся в окружении номенклатурщиков и приспешников олигархов. Поэтому и процент попадания фракции КПРФ в ногу с агрессивно-послушным думским большинством самый низкий - 20 при 52-х в среднем. Например, Дума вопреки коммунистам проголосовала в большинстве своем за гарантии Ельцину и новый Трудовой кодекс, против отставки Чубайса и правительства. Или лучше сказать, коммунисты вопреки Думе. Вместе с тем, у фракции КПРФ обнаруживается сравнительно высокий (хотя и недостаточный для того, чтобы говорить об устойчивой корреляции) коэффициент согласованности при голосовании 'за' с проправительственно-марионеточной ОВР - примерно в 4-5 случаях из 10. С точки зрения мировой революции это почти что криминал. Зато гораздо более выраженная соглашательская позиция думских коммунистов с «Яблоком» при голосовании 'против' глаза практически не колет: и тех, и других роднит нелюбовь к Чубайсу. 

«Единство» и ОВР: всегда единогласно  

Рассматривать эти две фракции вкупе позволяет, во-первых, свершившееся объединение одноименных партий, во-вторых, высокая согласованность действий в Думе. Но есть некоторые различия, которые невозможно нивелировать. Так, самой 'всеядной' фракцией в российском парламенте уходящего созыва, несомненно, является ОВР. У ОВР, в отличие от «Единства», нашлись общие черточки даже с коммунистами. Другие фракции охотно поддерживали позицию ОВР при голосовании 'за', тогда как ОВР говорила коллегам 'да' примерно так же часто, как «Яблоко». С другой стороны, при голосовании 'против' ОВР была той фракцией, позиция которой менее всего соответствовала позиции Думы в целом. Относительно «Единства» можно сказать, что при голосовании 'против' фракция проявила себя закоренелыми антикоммунистами: 100 процентов попаданий с СПС. Однако, что касается голосования 'за', пути «единороссов» с правыми существенно расходятся. 

ЛДПР: партия под властью  

Время, когда Владимир Вольфович без разбору костерил коллег по большой политике подонками, безвозвратно ушло. Итоги голосования в Думе наводят на мысль о том, что сегодня фракция ЛДПР вполне могла бы слиться с одной из 'фракций власти'. Как и «Единство» с ОВР, жириновцы голосовали вразрез с коммунистами. Свидетельством остывшего бунтарского духа неукротимого Жириновского является коэффициент согласованности при голосовании фракции ЛДПР, который в точности совпадает с таковым у «Единства»-ОВР. Диагноз: замаскированная центристская фракция с размытыми индивидуальными чертами, охотно подчиняющаяся силе. 

СПС: по правому краю центра  

Степень согласованности, с которой голосуют думские правые, ставит их в один ряд с «Единством»-ОВР. Но эта идиллия зиждется, главным образом, на одинаково негативном отношении к коммунистам. Когда же дело заходило о законопроектах, которые для правых неприемлемы, ОВР, в частности, сразу оказывалась в лагере оппонентов СПС - в одной, кстати, компании с КПРФ. Правые - лидеры протестного голосования в Думе. Когда фракции голосуют 'против', то чаще всего они делают это, как СПС. Особенно большая корреляция по этому пункту у СПС с «Яблоком». В любом случае, приходится констатировать, что позиции правых в Думе не настолько ярко обособлены, как у левых. Хотя, может быть, это коммунисты зашли слишком далеко в своей левизне, а более прогрессивно быть правым либералом с повадками центриста. Или наоборот - как 'фракции власти'. 

«Яблоко»: право-левая демократия  

Демократов-«яблочников» с товарищами из фракции КПРФ роднит высокий процент совпадений при голосовании 'против'. Как и коммунисты, «Яблоко» чаще всего прокатывало предлагаемые на утверждение Думы законопроекты, однако 'за' прокоммунистические проекты «яблочная» фракция голосовала крайне редко. Никаких точек соприкосновения не нашлось у «Яблока» с «Единством», зато из немногочисленных ответов 'за' большая часть совпадала с позицией ОВР.

В целом в отношении «Единства» и ОВР можно констатировать, что единство в полном объеме между бывшими оппонентами пока не достигнуто. По крайней мере, восприятие этих двух фракций коллегами по Думе порой существенно разнится. Еще одна деталь, характеризующая «Яблоко», заключается в том, что при голосовании 'против' данная фракция ведет себя, как коммунисты, а при голосовании 'за' ее позиция совпадает с позицией СПС больше, чем с какой-либо другой партийной фракцией. Такая вот необычная фракция - немного левая, немного правая, а, в общем - сама по себе.

Дмитрий Князев, ИА «День»

Автор Инна Новикова
Инна Новикова - с 2000 года - генеральный директор, главный редактор интернет-медиахолдинга "Правда.Ру". *
Куратор Олег Артюков
Олег Артюков — журналист, обозреватель отдела политики Правды.Ру *
Обсудить