Черкесская рулетка: ставки сделаны?

Итогов выборов в Карачаево-Черкессии, несмотря на внешнюю малозаинтересованность к ним СМИ, все ожидали с тревожным волнением. События, сопровождавшие выборы 1999 года, существенно и надолго дестабилизировавшие ситуацию в республике, едва не ввергнув её в пучину вооруженного конфликта, навевали нехорошие воспоминания. Практически все наблюдатели и журналисты, освещающие ход выборов 2003 года постоянно возвращались к этой теме, ожидая повторения пройденного. Пока ситуация в республике достаточно стабильная, но эти выборы вновь поставили старый вопрос: какой должна быть политика России в отношении национальных республик?
Избирком Карачаево-Черкессии окончательно признал победу Мустафы Батдева , который получил временный мандат президента республики, а официальная инаугурация состоится 10 сентября.

Новый глава республики был приведен к присяге и в своем обращении сказал буквально следующее: "Сложная ситуация в республике принуждает меня сегодня же приступить к обязанностям президента". Как и следовало ожидать сразу же начались кадровые перестановки. Уволены руководители трех районов республики, инициировавшие "антибатдыевские" акции протестов, на очереди", как считают в республике, вопрос об увольнении другого сторонника экс-президента Владимира Семенова — широко известного в республике главы администрации Усть-Джегутинского района Наполеона Борлакова.

Впрочем, экс-президент Владимир Семенов сдаваться пока не собирается. В Верховном суде республики продолжается рассмотрение его иска о признании недействительными результатов выборов. В то же время, информагентства сообщают о массовых выступлениях сторонников Семенова. Однако эти попытки больше напоминают конвульсии умирающего, чем попытки спортсмена, проигрывающего по очкам, но, тем не менее, прилагающего все силы, чтобы выиграть битву. Семёнов прежде всего проиграл психологически и вряд ли уже сможет собраться с силами. Тем не менее, многие СМИ видят в этом перспективу повторения ситуации 1999 года. Однако, несмотря на то, что вероятность вспышки межэтнического конфликта имеется, осмелюсь предполагать, что до этого не дойдёт. И на то есть вполне определённые причины.

Первое, на что рассчитывают кандидаты, так это на поддержку федерального центра. Как правило, кандидат, заручившийся этой поддержкой, и одерживает победу. В карачаево-черкесском варианте Кремль явно не оказывал поддержку никому, но на неё рассчитывали оба претендента, вышедшие во второй тур. Но если Владимир Семенов рассчитывал на центр скорее по инерции, по старой памяти, то его соперник, похоже, подошёл к этому вопросу более ответственно. Как результат — признание результатов выборов ЦИК и представителями полпредства ЮФО. Впрочем, о том, что Кремль ещё раньше склонился в сторону Батдыева, говорит хотя бы скандал, связанный с заявлениями Семенова о встречах с Путиным. В глазах избирателя, если кандидат вот так запросто встречается с Президентом России, то, значит его и поддерживает Президент. Но как выяснилось позже, Путин с Семеновым не встречался и, таким образом, Семенову эта маленькая хитрость стоила потерянных очков доверия, причём, как со стороны избирателей, так и со стороны Кремля. Но окончательным фактом склонения Кремля в стороны Батдыева стала позиция ЦИКа. Словом, проигрыш Семенова можно признать свершившимся фактом не подлежащим сомнению.

Однако, большая вероятность возникновения вооруженных конфликтов в республике на почве межэтнических противоречий между сторонниками кандидатов выявило одну тенденцию и проблему всей политики России в отношении национальных республик. Существует несколько вариантов поведения Кремля.

Первое. Учитывая, многонациональность той или иной республики, где каждый кандидат представляет интересы в первую очередь своего клана, назначить совершенно стороннего человека, присланного Кремлём, чтобы, как говорится, никому не было обидно. Такой вариант имел право на сущестовование в дореволюционной России, и был бы наиболее приемлемым сейчас. Глава национальной республики (условно говоря: русский по национальности) может успешно вести нейтральную политику, учитывая интересы всех народов. Однако, есть один момент, обрекающий этот вариант на провал. Рост "национального самосознания" и практика демократических выборов может свести на нет все усилия, и "варяга" на выборах просто проигнорируют.

В этом случае возможен второй вариант, когда Кремль явно поддерживает кандидатуру одного из "местных". Этот вариант сработал в Карачаево-Черкессии в 1999 году, он же возможен на предстоящих выборах президента Чечни. В этом случае, Кремль заранее договаривается с кандидатом и в итоге получает лояльного руководителя региона. Впрочем, вопрос о том, насколько он будет подконтролен правительству и президенту остается открытым. Здесь возможен вариант существования при руководителе республике вице-президента, ставленника Кремля. В этом случае теоретически учитываются интересы всех.

Как в итоге сложится ситуация после выборов и в Карачаево-Черкессии и в Чечне пока окончательно неясно. Вероятность вооруженного сопротивления проигравшей стороны сохраняется. Вряд ли стоит ждать повторения чеченского варианта, но угроза мелких вооруженных стычек вполне возможна. И здесь многое будет зависеть, конечно, от руководителей республик, насколько они смогут погасить возможность таких конфликтов. По крайне мере, стремление Кремля к формированию легитимной, лояльной к Центру и одновременно пользующееся доверием местного населения власти заметно. Насколько оправдана эта политика — покажет время.

О том же самом читайте на английской версии ПРАВДЫ.Ру: https://english.pravda.ru/main/18/88/353/10843_elections.html

Куратор Олег Артюков
Олег Артюков — журналист, обозреватель отдела политики Правды.Ру *