«Единая Россия» проиграла выборы «Родине»

До парламентских выборов осталось меньше месяца. Агитационная кампания в самом разгаре. Однако пока ни у участников избирательной гонки, ни у Центризбиркома, ни у бумажных СМИ никак не получается повысить интерес к электоральному процессу у простых россиян.

Не интересуют большинство россиян выборы, не верят они политикам и разочарованы во власти. Это подтверждает почти каждый опрос общественного мнения, проведенный на эту тему. Исправить эту ситуацию попытался ее величество Интернет.

19 ноября в полдень по московскому времени в российском Интернете завершилось голосование в рамках третьего тура акции "Накликай Думу". Результаты ошарашивают: уверенно лидирует СПС, у него 25,5%. Следом за СПС — "Яблоко" с 16,1%, потом — "Против всех", собравший 13,5%. "Партия власти" (какой конфуз) набрала всего 10,8%. Блок "Родина" получил 8,8%. А по Москве блок Глазьева-Рогозина-Варенникова вообще обогнал "медведей" (9,3%, против 9,2% "Единой России"). Симптоматично, не правда ли.

Не пойдут на выборы 8,5%, за КПРФ готовы проголосовать 5,7% респондентов, и замыкает список ЛДПР. Партия Жириновского тоже едва преодолевает 5%-ный барьер, собрав столько же голосов, сколько и партия Зюганова — 5,7%. Эти показатели несколько отличаются от показателей второго раунда, но отличие незначительное: сильный прорыв совершила вышеупомянутая "Родина", добравшая целых 2% голосов пользователей сети. Разумеется, с точки зрения социологии, подобные опросы по телефону и по интернету, весьма любимые многими отечественными СМИ, не являются репрезентативными. Но и они весьма показательны, так как достаточно точно высвечивают предпочтения конкретной аудитории.

Аудитория Рунета, и это тоже признано социологами, в отличие от массового потребителя информационной продукции до сих пор очень болезненно воспринимает любые попытки манипулировать ею. Собственно и в Сеть значительное число посетителей приходит в надежде получать информацию, а не подвергаться воздействию той или иной пропаганды.

Реальная дума, которую моделирует ВЦИОМ-А под руководством Ю.Левады, выглядит совершенно иначе, чем виртуальная. Лидер здесь — "Единая Россия", набравшая 29%, за нею следует КПРФ с 23%, за коммунистами — ЛДПР, у которой 8%, и уж потом СПС и "Яблоко" с 6% каждая. Остальные партии не преодолевают 5%-ного барьера, а блок "Родина" и вовсе набрал 3%.

Столь разительное отличие в пристрастиях общенародных и пристрастиях сетевых вряд ли можно объяснить традиционно: "Пользователи интернета — средний класс, который поддерживает СПС и вообще демократов, а деревенским экс-дояркам и экс-трактористам, марширующим на участки с портретами Зюганова, интернет неведом и не нужен". Пользователей интернета в России уже в разы больше, чем экс-доярок, и география его ныне весьма широка. Так что придется искать другое объяснение. Причем связано оно, скорее всего, не с социальными структурами нашего общества, а с технологиями опросов, достоверность которых вызывает большие сомнения.

Автор Инна Новикова
Инна Новикова - с 2000 года - генеральный директор, главный редактор интернет-медиахолдинга "Правда.Ру". *
Куратор Олег Артюков
Олег Артюков — журналист, обозреватель отдела политики Правды.Ру *
Обсудить