Российский туз из рукава

Объявлена дата начала войны. Существуют разные варианты, но все источники называют один месяц — март. Похоже, что процесс противостояния стал необратимым, однако у России есть время проверить так ли это, вытащив из рукава козырную карту, которая приберегалась до последнего, до такого "последнего", что все успели забыть, что она у нас есть.

Путин послал в Ирак Примакова.

Как существует высокая кухня и высокая мода, так существует и высокая дипломатия, каковую в России на данный момент представляет Евгений Примаков.

Когда эпоха Примакова — а она, судя по всему, еще не закончилась, войдет в историю, он будет поставлен в один ряд с такими персонами, как Маккиавеллли, Дизраэли, Рузвельт и другие фигуры, вершившие судьбы мира в разных столетиях.

Наверное, вместе с Примаковым войдет в учебники по истории дипломатии и шоумен Николай Фоменко, сказавший одну из лучших своих шуток тогда, когда Примаков развернул самолет — "Редкий премьер долетит до середины Атлантики".

Пожалуй, столь филигранно высчитать ход и взвесить последствия, в 20 веке смог только Примаков. Мы не видели поступка более решительного, сымпровизированного, и в то же время — не спонтанного, а тщательно взвешенного, и просто красивого.

После разворота самолета над океаном расстановка сил резко изменилась. Да, Белград все же бомбили, но все происходило иначе. И в том, что русская армия под носом у американцев совершила восхитительный марш-бросок и внезапно появилась в Белграде, был еще тот российский кураж, который нам показал Примаков над Атлантикой.

Было мучительно больно и обидно смотреть, как им воспользовались, и оттеснили плечом. Примаков ушел очень достойно — в этом уходе читалось: "Когда меня так подставляют и снова зовут, я не прихожу." А в том, что будут звать, сомнений ни у кого не возникало, потому что альтернативы, равновеликой фигуры в российской внешней политике у нас нет и не будет в ближайшее время.

Примаков оказался на высоте и в данном конкретном случае. Путин попросил — он полетел. Полетел, потому, что человеческие жизни для Дипломата и для Политика всегда выше личных амбиций, в том и величие, в том и харизма.

Примаков никогда не раскрывал полностью связей и карт, и можно только догадываться о том, какого масштаба работа была проведена в субботу в Ираке, какой механизм запущен в действие и приведен в боевую готовность.

Однако первые результаты примаковской многоходовки уже налицо — у США отнята возможность встать в позу перед ООН и добиться изменения резолюции. Потому что у ООН претензий быть просто не может — это обещано Примакову. Его уверил Хусейн, что никаких препятствий международным инспекторам чиниться в Ираке не будет.

И все это было проделано за несколько часов, в атмосфере секретности, которая призвана убедить мир, что кроме заявления Хусейна было и еще кое-что...

На всем протяжении своей карьеры — в бытность академиком и председателем Совета Союза ВС СССР, шефом разведки и главой МИД — он придерживается одних и тех же принципов (которые вытекают из концепции "политического реализма"). Суть их сводится к тому, что любое государство — существо эгоистическое, и для реализации собственных национальных интересов оно использует в зависимости от конъюнктуры самые разные идеологические прикрытия. Если же для реализации этих самых интересов недостает политической и экономической мощи, то надо создавать союзы, и объединенными усилиями организовать давление на тех, с кем нельзя справиться в одиночку. Идеями "политического реализма" проникнуты наделавшие немало шума в 1993-1995 годах открытые доклады Службы внешней разведки, которую возглавлял в ту пору Евгений Максимович. О чем бы ни шла в них речь: о распространении оружия массового уничтожения, расширении НАТО или отношениях со странами СНГ, — лейтмотив был один.

Однако, в конце концов, эпоха политического альтруизма прошла, и Россия из нее вынесла слишком мало побед, для того, чтобы продолжать эту линию. Жесткий и цепкий Примаков в момент явной нерешительности Америки — как нельзя кстати.

Надо полагать, что, увидев тяжелую российскую дипломатическую артиллерию, Буш, на голову которого уже свалились тридцать три несчастья за время правления Америкой, еще раз подумает, не подождать ли с бомбежками — за долгие годы Примаков отучил относиться к его действиям не всерьез.

Куратор Олег Артюков
Олег Артюков — журналист, обозреватель отдела политики Правды.Ру *
Обсудить