Генералы и политика

Знаете, я не сомневался, что Геннадий Трошев покинет Министерство обороны. Это стало ясно, как только разразился скандал с передвижением генерал-полковника из Северо-Кавказского военного округа в Сибирский и его ответным демаршем.

Помню, как в Москве отказавшийся принять на себя командование в первую чеченскую кампанию генерал-полковник Эдуард Воробьев подводил баланс "потерь": "В 80-е годы в стране было 3600 генералов. Сейчас, думаю, в пределах двух с половиной тысяч, потому что происходили большие сокращения". Это одна из причин, по которой люди с лампасами стали искать себе применение на гражданке. Так сформировалась первая волна политиков с армейским прошлым: армия уже не представлялась им работодателем, способным обеспечить достойный карьерный рост, тогда как уход в иные сферы открывал новые перспективы. Вспомните: А. Лебедь, А. Руцкой, Б. Громов, Л. Рохлин, сам Э. Воробьев, В. Варенников, А. Макашов, С. Родионов...

Разумеется, в гражданской жизни генералы более свободны в проявлении своих политических симпатий. И думают, и ходят они здесь не строем и не в ногу. Часто вовсе оказываются по разные стороны баррикад, определяя "вероятных противников" сообразно своим представлениям о жизни, а не по существующей военной доктрине. Однако что характерно? Несмотря на разные ориентиры, к цели идут одной строевой походкой. Выправка, манера общения выдают, что ни говорите. Хотя именно узнаваемые черты, как ни парадоксально прозвучит, стали определять дальнейшую востребованность многих из них.

В жесткую вертикаль власти органичнее вписываются люди, носившие на плечах погоны, знающие, что такое субординация, корпоративное единение, умеющие "не обсуждать, а выполнять". Потому среди тех, на кого опирается федеральная власть сегодня, немало генералов-политиков. Министр С. Шойгу, занявшийся строительством партии власти; отставной министр, а ныне секретарь Совбеза В. Рушайло; министр Б. Грызлов, которого, кажется, вновь прочат в руководители партии; силовики, выполняющие функции "ока государева". Полномочный представитель президента в УрФО П. Латышев — генерал, главный федеральный инспектор по Челябинской области В. Третьяков тоже еще недавно носил большие звезды на погонах.

Общественное мнение изменилось в их пользу. На вопрос "Имеет для вас значение, что политик — генерал?", согласно данным фонда "Общественное мнение", в 1998 году положительно ответила лишь треть респондентов. Теперь, думается, картина иная. Твердая генеральская поступь вызывает уважение у граждан. Она словно говорит о решимости, стремлении навести порядок, сделать так, чтобы анархии и вседозволенности не было места.

Только вот наличие нового, открывшегося гражданского "рынка", где могут проявить себя люди, умеющие держать в руках оружие и читать штабные карты, как раз и толкает их на поступки, не очень совместимые с военной дисциплиной. "Раскрученный" генерал уже в армии начинает вести себя как политик. "Я не могу понять, с чем связано такое перемещение", — пару месяцев назад заявил Трошев журналистам и добавил, что хотел бы довести до конца контртеррористическую операцию. Это что, слова военного человека? Да нет, скорее, будущего кандидата в Госдуму. К тому, собственно, и идет. "Трошев уходит из Министерства обороны. И то, что дальнейшая его работа не будет связана с военным ведомством, это точно", — заявил на днях заместитель министра обороны Николай Кормильцев. Не стоит удивляться, прокомментировало вслед одно известное издание, если Геннадий Трошев станет членом Совета федерации. Такой путь уже проделал, например, заместитель начальника Генштаба Валерий Манилов. Значит, еще одним генералом-политиком станет больше?

Как это часто случается, наши достоинства плавно перетекают в недостатки. Мне почему-то кажется, что по числу генералов-политиков и генералов-чиновников на душу населения мы вновь оказались впереди планеты всей. Более того, сами люди в погонах уже начали предупреждать о желательности некого баланса между "военными" и "гражданскими" ценностями. "Все генералы бегут в политику. А это плохо, это милитаризация гражданского мышления". Чьи слова? Бывшего заместителя главкома Сухопутных войск Эдуарда Воробьева, теперь депутата Госдумы и руководителя московской организации СПС.

Евгений КИТАЕВ, "Челябинский рабочий"

Куратор Олег Артюков
Олег Артюков — журналист, обозреватель отдела политики Правды.Ру *