Чеченская амнистия – государству нечем гордиться

Темой интернет-пресс-конференции, проведенной российским информационным агентством "РосБизнесКонсалтинг" 5 июня, стала предстоящая амнистия в Чечне. Постановление "Об объявлении амнистии в связи с принятием Конституции Чеченской Республики" депутаты приняли в первом чтении в среду. В пятницу законопроект приняли в третьем, окончательном чтении.

Как известно, нынешняя амнистия является самой масштабной и коснется преступлений, совершенных на территории бывшей Чечено-Ингушской Республики за последние 10 лет. Под ее действие попадут лица, не совершившие тяжких и особо тяжких преступлений. При этом будут амнистированы как боевики, так и военнослужащие федеральных сил. Российские власти рассчитывают, что амнистия сможет вернуть к мирной жизни сотни чеченцев, которые по принуждению взяли оружие в свои руки...

После этих слов хочется сделать паузу и задуматься о гуманизме.

Сотни вернувшихся к нормальной жизни боевиков — это так пафосно и трогательно. Особенно, если забыть о душевных ранах, нанесенных чеченской войной семьям 20 тысяч убитых и раненых российских военнослужащих, многие из которых сегодня брошены на произвол судьбы, а также сотням тысяч чеченцев, лишившимся за эти годы всего — жизни, крова, работы, будущего. Последний раз официальные данные о числе погибших российских военнослужащих в ходе контртеррористической операции с октября 1999 по 2002 годы Минобороны огласило 17 февраля: погибли 4572 человека, более 15 с половиной тысяч получили ранения, всего 20 тысяч убитыми и ранеными, что соизмеримо с двумя полностью укомплектованными мотострелковыми дивизиями.

И совершенно несоизмеримо с 200 боевиками, которые, по словам помощника президента РФ Сергея Ястржембского, принявшего участие в пресс-конференции, отбывают сегодня наказание, но могут подпасть под амнистию.

Прозвучавший 5 июня очередной взрыв на Северном Кавказе, уже унесший жизни 18 человек, на ход пресс-конференции не повлиял. Также ничто не может повлиять на происходящие в республике кадровые перестановки — накануне президентских выборов главный кандидат на этот пост А.Кадыров формирует вертикаль власти под себя.

В последнее время вокруг Чечни вообще сложилась парадоксальная ситуация — западные правозащитники, эксперты, пресса больше озабочены происходящими там событиями, чем россияне. Например, 4 июня в комитете по правам человека германского бундестага состоялись открытые слушания о ситуации в Чечне. Выступая на них, представитель организации Human Rights Watch Дидерик Ломан заявил, что ситуация в Чечне резко ухудшилась за последние пять месяцев. По его мнению, в настоящее время практически нет никаких шансов на политическое урегулирование конфликта.

Руководитель сети юридических консультаций для беженцев и вынужденных переселенцев в регионах России "Миграция и право" Светлана Ганнушкина заявила, что российские власти проводят насильственную репатриацию чеченских беженцев.

По словам всех экспертов, выступивших на слушаниях, о которых рассказала DW-World.de, в Чечне не прекращаются убийства, изнасилования, необоснованные аресты, продолжают исчезать люди. Все эти преступления, как правило, не преследуются по закону. Если же вообще и заводятся судебные дела на военнослужащих, то вскоре они прекращаются, или же выносятся слишком мягкие приговоры. С.Ганнушкина обвинила российские власти в совершении тяжких преступлений против права собственности. По ее словам, у чеченцев отнимают жилье, за разрушенную собственность не выплачиваются компенсации. Многие чеченцы, проживающие в других регионах России, подвергаются издевательствам. Многих заставляют вернуться в Чечню, хотя там отсутствуют элементарные условия для жизни.

Положение чеченцев значительно ухудшится после 1 января 2004 года, когда будут выведены из обращения паспорта старого образца, считают правозащитники. Чеченцы могут получить новый паспорт только у себя на родине, поэтомумногие из них могут стать нелегалами. А вот пример западного милосердия — ведущий член Верховного суда Британии 5 июня официально одобрил соглашение о компенсации, достигнутое между семьями трех инженеров, убитых боевиками в Чечне, и компанией Granger Telecom, на которую работали погибшие.

Как сообщила ВВС News, родственники погибших утверждают, что менеджеры Granger Telecom проявили халатность, решив отправить сотрудников фирмы в Чечню в самый разгар вооруженного конфликта. Трое инженеров — Даррен Хики, Питер Кеннеди и Руди Петчи — отправились в Чечню в сентябре 1998 года. Контракт по установке на территории республики системы радиотелефонии должен был принести их фирме около $300 млн. Вместе с ними отправился еще один специалист по телекоммуникациям — сотрудник компании British Telecom... Уже через несколько дней после прибытия в Чечню, 3 октября 1998 года, инженеры были похищены. Боевики надеялись получить за них выкуп.

В заявлении юридической компании Collyer Bristow, представляющей интересы истцов, говорится: "Похищенные содержались в ужасных условиях на протяжении 64 дней. Их пытали и заставляли смотреть видеозаписи пыток и казней". Переговоры между похитителями и представителями Granger Telecom успеха не принесли. Вскоре инженеры были убиты, а их головы — найдены на обочине одной из дорог, ведущих в Грозный. Для Великобритании данный факт стал национальной трагедией, о которой она не может забыть до сих пор. А у российских властей подчас короткая память...

Что думают об амнистии обычные россияне? Ведь отношение к чеченскому конфликту и самим чеченцам в нашей стране крайне неоднозначное. Фонд "Общественное мнение" провел опрос, в ходе которого социологи спросили у респондентов, знают ли они об обсуждаемом в Госдуме проекте закона об амнистии участникам вооруженного конфликта в Чечне? Как оказалось, 64% опрошенных в той или иной степени осведомлены о нем. Однако однозначного отношения к этой амнистии у населения нет: 46% - не одобряют такую идею, 30% - одобряют.

В проекте закона предлагается амнистировать как участников чеченских вооруженных формирований, так и российских солдат, осужденных за преступления, совершенные в ходе боевых действий в Чечне. Респондентов спросили, кого, по их мнению, следует амнистировать и почему. Более трети опрошенных (35%) затруднились что-либо сказать об этом. 33% полагают, что амнистировать следует только российских солдат. 31% считают справедливым применить эту меру к участникам обеих противоборствующих сторон. И, наконец, 1% респондентов высказались за то, чтобы простить только участников чеченских вооруженных формирований. С точки зрения этой немногочисленной группы опрошенных, "Россия выступает как оккупант", "российская сторона сильнее бесчинствовала на чужой территории", а "чеченцы боролись за свой дом, поэтому можно оправдать тех, кто был просто с оружием".

Те, кто голосует исключительно за амнистию российских солдат, считают, что они "ни в чем не виноваты" (15%), так как "их туда послали". Другие объясняют свою позицию жалостью или солидарностью со "своими" - 5%. Респонденты, поддерживающие идею "двусторонней" амнистии, аргументируют свое мнение тем, что "все равны перед законом", все являются гражданами РФ, и ответственность, а равно и освобождение от нее, должны распространяться на всех одинаково — 9%. О том, что и тех, и других вынудили воевать, что "все невольно попали в подобную ситуацию", заявили 5%. В том, что в ситуации виноваты политики с обеих сторон, а потому рядовых, подчиненных, втянутых в войну, "где все преступают законы", необходимо амнистировать, невзирая на то, кто на чьей стороне был, уверены 4%. В конце концов "всех жалко" - "и тех, и других" - сказал 1%.

Отвечая на вопрос: "Как вы думаете, после проведения амнистии ситуация в Чечне улучшится, ухудшится или не изменится?", респонденты чаще всего отмечали, что в результате амнистии в Чечне ничего не изменится (38%). 25% опасаются негативных последствий, и только 15% надеются на позитивные! У 22% нет определенного мнения, и они отказываются делать прогнозы.

Ожидающие от амнистии перемен к лучшему надеются, что этот шаг федеральных властей будет способствовать прекращению военных действий, налаживанию мирной жизни, изменению отношения жителей Чечни к российской стороне, росту доверия. Респонденты, ожидающие негативных последствий амнистии, опасаются, что она приведет к активизации боевых действий, усилению террористической деятельности, так как на свободу выйдет много боевиков, которые и возьмутся за старое. Сама же амнистия будет воспринята как ослабление власти. Те из опрошенных, которые полагают, что амнистия никак не повлияет на ситуацию в Чечне, уверены в том, что для нормализации ситуации нужны совсем другие меры.

Как отмечает автор исследования Т.Якушева, опросы населения показывают, что респонденты в большинстве своем не видят каких-либо изменений в общей ситуации в Чечне. Однако доля тех, кто полагает, что положение дел меняется к худшему, постоянно уменьшается (с августа прошлого года по май нынешнего — с 23% до 9%). Число же россиян, отмечающих улучшения, хотя и незначительно, но увеличивается (с 20% до 25%). В то же время, что касается представлений россиян о перспективах достижения прочного мира и стабильности в регионе, тут неизменно преобладает пессимизм: большинство убеждены, что в скором будущем нормализовать ситуацию в Чечне не удастся (54%). О том, что эта задача разрешима, заявили вдвое меньше — 25%.

С 1998 года социологи ФОМ спрашивали респондентов, какой статус Чечни представляется им наиболее предпочтительным. Предлагалось три варианта ответов: Чечня должна остаться в составе России, и у нее не должно быть особого статуса по сравнению с другими республиками; Чечня должна выйти из состава России, стать независимым государством; Чечне надо предоставить особый статус, но без выхода ее из состава России. Динамика ответов по первому вопросу — увеличение за четыре года с 28% до 43%. По второму — уменьшение с 32% до 22%. По третьему — уменьшение с 25% до 21%.

А теперь вновь к западным оценкам. Швейцарская газета "Нойе цюрхер цайтунг" написала после принятия проекта об амнистии в первом чтении: "Кремль и российские парламентарии, проголосовавшие за проект закона, рассматривают амнистию в качестве гуманитарного жеста и важного вклада в политическое урегулирование чеченского конфликта. В соответствии с бытующими в официальных кругах представлениями, довольно широкая автономия должна создать в "непризнанной" чеченской республике условия, в которых чеченцы получат возможность самоуправления и реализации своих представлений о суверенитете в рамках Российской Федерации. Таким образом, якобы отпадёт необходимость в вооруженном сопротивлении, а амнистия даст повстанцам шанс вернуться к нормальной жизни.

Многие наблюдатели, знакомые с тем, как обстоят дела на местах, однако, не разделяют этого мнения. Закон об амнистии, утверждают они, весьма далек от реальности и является чистым очковтирательством. Во-первых, формулировка о том, кто не попадает под амнистию, составлена столь расплывчато, что даже готовые к примирению боевики не могут быть уверены в том, что их не начнут вдруг преследовать в судебном порядке. Во-вторых, опыт прежних амнистий показывает, что амнистированных как предателей нередко ликвидируют физически их же бывшие товарищи по оружию. Амнистия, чтобы быть эффективной, должна предусматривать меры по защите "перебежчиков".

И, в-третьих, в повседневной жизни в Чечне, несмотря на все меры, которые принимаются, царят произвол, насилие и разруха. Предполагать возможность вернуться к "нормальной жизни" в этих условиях нереалистично. Недавние теракты самоубийц свидетельствуют о безысходном отчаянии и горькой ненависти...".

МиК

Автор Инна Новикова
Инна Новикова - с 2000 года - генеральный директор, главный редактор интернет-медиахолдинга "Правда.Ру". *
Куратор Олег Артюков
Олег Артюков — журналист, обозреватель отдела политики Правды.Ру *
Обсудить