Что не поделили Лужков с Жириновским

В Музее изобразительных искусств имени М. А. Врубеля прошла выставка работ известного московского художника Сергея Бочарова "Явление народа"
Творчество модного столичного живописца многопланово и вызывающе. На выставке представлены пейзажи, портреты, но в первую очередь внимание зрителей привлекает политический характер значительной части его произведений. Используя принципы старого классического письма, он заимствовал у прежних мастеров в порядке реминисценции (образная конструкция из другого произведения) названия, элементы сюжета, композиции или саму идею, наполнив все это новым содержанием.

Такой является картина "Охотники" (1996). В ней скопированы позы и одежды трех персонажей с хорошо известного полотна В. Г. Перова "Охотники на привале", но все физиономии принадлежат нашим современникам, претендовавшим в 1996 году на президентскую власть. Жириновский несет вздор, Лужков понимающе чешет за ухом, Черномырдин, Явлинский и генерал Лебедь внимательно слушают, а Немцов и Чубайс пакостливо прячутся в траве. Они изображены на фоне кроваво-красной Москвы, а на переднем плане раненый, со связанными ногами олень, олицетворяющий Россию.

Неизменно привлекает внимание посетителей "Неравный брак" (1989). У русского художника В. В. Пукирева заимствовано только название, но этого достаточно, чтобы затронуть сокровенные струны души зрителя. В роли нарядной невесты здесь выступает Россия, а в роли жениха — президент США Буш-старший.

Рядом с невестой лишь небольшая группа преданных России людей, среди которых Татьяна Доронина, Геннадий Зюганов, Александр Проханов. На троне — Ельцин с неизменной бутылкой в руках, а среди пирующих — телеведущие, депутаты, поэты, режиссеры и прочие представители пятой колонны: Сванидзе, Якубович, Миткова, Сахаров, Березовский, Бовин, Познер, Э. Рязанов, Е. Шифрин, Лужков, маленький чернявенький Валентин Юдашкин, тогда еще не убитая Старовойтова, Марк Захаров из театра Ленкома, Чубайс — всех не перечислишь. Однажды кто-то предложил художнику дорисовать сюда же губернатора Омской области Леонида Полежаева и главу администрации Новосибирской области Виктора Толоконского, на что тот ответил, что мелочами не занимается.

Центральным произведением экспозиции является огромная картина "Явление народа" (1999). Она перекликается со знаменитым полотном Александра Иванова "Явление Христа народу". Здесь нет непосредственного изображения Иисуса Христа, а главной фигурой стал Иоанн Креститель, которому художник придал облик митрополита Ладожского и Санкт-Петербургского Иоанна (Снычева), призывающего объединиться всем патриотическим силам и стать хозяевами своей страны. Рядом с Иоанном находятся его единомышленники: писатели Валентин Распутин, Василий Белов, Александр Проханов, Юрий Бондарев, певица Татьяна Петрова. Тут же и десятки политических деятелей, в том числе Геннадий Зюганов, Валентин Варенников, Александр Лукашенко, Лев Рохлин, а дальше Сталин и другие исторические лица, над которыми реет лик Богородицы с младенцем Иисусом Христом.

Маршал Жуков разит копьем группу людей, голых и в непристойных позах. Они изображены подчеркнуто неуважительно: счастливая Новодворская придавила своей бесформенной тушей Борового, а в зад ей уперлась пьяная физиономия Ельцина; голый Е. Гайдар пристроился за Гусинским, стоящим в позе животного. Мечется легко узнаваемый Горбачев. Вся эта шайка-лейка пересыпана долларами, к которым тянутся жадные щупальцы рук. Картина выполнена в духе народного лубка и потому понятна самому неискушенному зрителю.

Художник Бочаров призывает народ к осознанию своей исторической миссии, учит различать друзей и врагов и делает это со всей страстью своего таланта. Вот почему местная власть не только не помогает ему в организации выставок, но всячески пытается помешать в поездках по Сибири.

Один из посетителей выставки назвал издевательством картину "Урок анатомии доктора В. В. Путина" (2000) на мотив группового портрета "Урок анатомии доктора Тюлпа" (1632) голландского живописца Рембрандта. Изображен морг, в центре которого раздувшийся труп Ельцина с характерной чванливой гримасой на физиономии. Голова его отрезана и положена на блюдо, которое с благоговением принимает Путин. Вокруг в виде зловещего масонского треугольника, перевернутого вниз острием, расположены члены "семьи": Волошин, Яковлев, Чубайс, Березовский, Немцов и т.п. Ельцин, как и другие прототипы персонажей, не раз пытался привлечь Сергя Бочарова к судебной ответственности, но иски его не были удовлетворены. А тот посетитель долго возмущался, намекал, что в его бы время... Оказался, кстати, бывшим полковником КГБ.

Было бы, однако, неправильно сказать о Бочарове только то, что он художник-трибун. Он мастерски владеет кистью и создает замечательные пейзажи и натюрморты. Прекрасным является небольшой зимний пейзаж "Тобольск. Кремль в октябре" с лошадкой, запряженной в дровни. Великолепна "Венеция. Вид на Большой канал". За это полотно на выставке в Италии Бочаров получил в 1992 году высшую награду (гран-при) и 10 тысяч долларов. Из русских подобную премию получал только Айвазовский.

Отдельно стоит сказать о его натюрмортах ("Белый натюрморт", "Оранжевый натюрморт", "Тематический натюрморт"), но из-за ограниченности газетной площади отметим только "Охотничий натюрморт. Птицы" (1988), признанный в Бельгии лучшим за последние 100 лет, а уж там-то понимают толк в натюрмортах.

Художник хорошо знает жизнь столицы. Ему позировали многие знаменитые современники. Вот портрет Владимира Высоцкого. Он изображен в костюме Гамлета, с гитарой и веревкой на шее, которую затягивает литературная братва в лице Вознесенского, Евтушенко и им подобным. Лицо знаменитого барда опухло от наркотиков, взгляд ушел в себя. Через несколько месяцев Высоцкий скончался, остались не дописанными его руки.

Самый оригинальный портрет, вероятно, во всей мировой портретной живописи — "Портрет Джанни Версаче" (1989). Известный законодатель мод показан в пиджаке, конечно, "от Версаче", но без штанов, демонстрируя то, что ни в каком обществе показывать не принято. Таким, по словам художника, он пришел позировать, таким и оставлен на картине. Версаче сидит на голубом диване, под голубыми абажурами, на фоне мужских мраморных скульптур, повернутых спиной, что однозначно указывает на сексуальную ориентацию демократического кумира. В его взгляде пустота и презрение.

Версаче омерзителен, но портрет символичен. Такой является вся массовая демкультура: животные инстинкты и извращения даже не пытаются прикрыть хотя бы видимостью приличия. Стыд, грех, совесть — всего лишь, якобы химера.

В целом выставка прошла без эксцессов. С хорошей посещаемостью, но без ажиотажа. Что свидетельствует о том, что мы уже привыкли к самой нещадной критике лиц высшего эшелона российской политики Они сами к этому относятся снисходительно, понимая разницу между очернительством и искусством. То есть на федеральном уровне у нас уже демократия.
Но вот интересно, если бы пример столичного живописца оказался заразительным для омских художников и в жанре политической сатиры они бы изобразили первых лиц области, прошло бы в Омске такое искусство? Почему-то подобных смельчаков на местном уровне пока не наблюдается.


По материалам газет Красный Путь, Труд-7

Автор Инна Новикова
Инна Новикова - с 2000 года - генеральный директор, главный редактор интернет-медиахолдинга "Правда.Ру". *
Куратор Олег Артюков
Олег Артюков — журналист, обозреватель отдела политики Правды.Ру *
Обсудить