Владимир Коптев-Дворников: Китай будет главным конкурентом России в xxi веке

Сегодня на вопросы нашего корреспондента о геополитике России отвечает один из самых молодых депутатов Государственной думы Владимир Коптев-Дворников, фракция «Союз правых сил».

- Владимир Евгеньевич, как Вы оцениваете внешнюю политику России после того, как президентом стал Владимир Владимирович Путин?

- Позиция Путина более реалистична по сравнению с политикой Ельцина. Россия переориентировала свою внешнюю политику от вынужденной изоляции к готовности вести диалог с Западом. Хорошо это или плохо? Я как человек, который считает, что Россия это часть Европейского сообщества, говорю, что это хорошо.

С другой стороны, мы не должны забывать о том, что у нас есть геополитические интересы на Востоке. В первую очередь, это мощная цивилизация Японии, которая может выступить нашим стратегическим союзником в решении конфликтов.

Есть чрезвычайно мощная и опасная для нас цивилизация - Китай, которая будет нашим главным конкурентом в ХХI веке. С точки зрения угрозы нашим границам, и с точки зрения уровня жизни и технологии. Поэтому я приветствую то, что мы совершили прорыв в направлении «Восток-Запад». Однако на направлении «Запад-Восток» пока такого прорыва нет.

- Почему?

- Я думаю, что Путин - это человек, который реально имеет новое мышление - по сравнению с нашими лидерами Горбачевым и Ельциным. Горбачев развалил великую страну СССР, а Ельцин пытался сделать вид, что Россия по-прежнему великая держава. Путин – это первый президент, который усвоил принцип, что Россия должна жить по средствам. Соответственно «по средствам» она должна выступать на международной арене. Мы сейчас не посылаем, как раньше, в случае любого конфликта по всему миру наши подводные лодки, наши эскадры кораблей, не угрожаем нашими самолетами, не бросаем наши воздушно-десантные войска в столицу новой горячей точки, чтобы прийти туда первыми. Меньше стало централизованности, меньше ударов кулаками, но при этом больше стало экономических рычагов.

Это, по-прежнему, возврат долгов. Сколько будет стоить нефть? От этого зависит Западная Европа и Америка, а также Китай и Япония. Сейчас президент говорит на Западе, что Россия - европейская страна, но все понимают, что он говорит с позиции силы. Потому что если Россия не будет европейская страной, вся операция в Афганистане будет лишена поддержки со стороны всего севера того, что находится на карте над Афганистаном. Если Путин скажет, что Россия теперь азиатская страна, то векторы переместятся, и мы с таким же успехом сможем дружить с Китаем.

Сейчас, мне кажется, главная задача внешней политики президента Путина - это свести воедино эти два вектора, чтобы европейский вектор не шел в ущерб азиатскому. Если это ему удастся сделать, это будет первый президент, который соединит два мышления России в одном векторе.

- Как, по-вашему, это можно сделать?

- Я считаю, что для этого достаточно сохранять тот вектор европейской политики, который мы имеем. Сделать его более агрессивным, более провокационным, настаивать на заключении равного договора Россия – НАТО. Настаивать на праве России на свои собственные интересы в зоне бывшего Советского Союза и тех стран, которые раньше входили в зону наших интересов. Но настаивать не политически, а сохранить свою культуру и экономическое присутствие.

При этом по отношении к Японии и Китаю мы должны выработать совершенно четкую позицию, которая должна быть лишена любой романтики, которая может быть с Европой, потому что она не угрожает нам в плане существования России. Должна быть четкая политика: мы делаем только то, что выгодно Российской Федерации. Если нам не выгодно, чтобы китайские браконьеры морили наших лягушек в лесах Амурской области, значит, мы должны с этим бороться. Если нам выгодно, чтобы китайцы регулярно приходили и помогали нам рубить лес, значит, это мы должны поддерживать.

Не должно быть такой политики, что Китай большой друг и Россия большой друг. В результате мы всегда проигрываем. Нам нужно сделать наоборот, чтобы заставить Китай считаться с нашими интересами. Для этого необходимо усиливать нашу границу с Китаем.

Я считаю, очень правильно, что сейчас демонстрируется фильм «Государственная граница». Реальный единственный противник, который может быть заинтересован в детальной экспансии по отношению к России - это Китайская Народная Республика. Причем не идеологически, а просто из-за факта перенаселения и не заселенности нашей южной Сибири.

- Вы упомянули о наших бывших республиках. Мы видим, что сейчас там творится. Некоторые хотят предоставить свои территории для американских военных баз. По-вашему, это нормальная политика?

- Со стороны республик это политика нормальная. Потому что к власти пришли националисты, которые отрицают Советский Союз как агрессивное государство. Со стороны России, мы должны этому если не противодействовать, то, по крайней мере, максимально дипломатически мешать. Это находится в зоне наших интересов. Возникает вопрос, как мы ставим себя по отношению к Соединенным Штатам? Сейчас мы вынуждаем их признавать себя соратниками по несчастью. Что у нас тоже есть терроризм, что Чечня - это то же самое, что Нью-Йорк 11сентября, только у нас это все было раньше.

Я уверен, что как только американцы решат вопрос с Афганистаном, они снова вернутся к критике России. Я думаю, что Россия должна иметь свою внешнюю политику, ни под кого не подстраиваться, скорее, ориентироваться на то, чтобы дружить с конкретными европейскими странами Евросоюза. США сделали глупость, что вышли из договора по ПРО. Это будут огромные расходы, которые не приведут ни к чему. Это будет крах для администрации Буша.

С другой стороны мы не должны забывать о том, что республики Прибалтики, Белоруссии, Украины, Закавказья, Средней Азии - они все имеют с нами общую историю. Объективно ни мы, ни они никуда от этого не денемся. Не могут сегодня Эстония и Латвия жить без Российского транзита, без нашей нефти, газа, без наших инвестиций, без нашего капитала.

Мы в своей политике до сих пор не можем избавиться от стереотипов. Кто мы? Старший брат, который все время является подстилкой для младшего. Или нормальная самостоятельная держава, у которой есть своя политика, которая говорит: «Ребята, если не платите за газ, то не получаете его». Почему Украина получает газ практически по российским ценам, чуть более высоким, чем Белоруссия? Мы что - оказываем гуманитарную поддержку? Если с Белоруссией это может быть оправдано тем, что мы говорим о построении к 2005 году единого государства и введении единой валюты. И они станут как бы русскими. Украинцы вообще оказались на окраине, посему мы должны их спонсировать?

Если бы я был министром Иностранных дел, я бы занял более жесткую позицию по отношению к Украине. Виновата в этом Россия, потому что мы сразу поставили себя в такую ситуацию, что любое наше законное требование воспринимается Украиной и всем миром как проявление наших амбиций и желание кого-то наказать. В Финляндии регулярно платят за газ, за нефть и за лес. Их хулиганские действия на границе - это скорее наша коррупция, когда мы позволяем вырубать наши леса. Здесь чистая ситуация такая же страна, такое же государство, но совершенно другие цены.

- Как, по-вашему, кто в этом заинтересован, российские чиновники?

- Я думаю, что чиновник не заинтересован ни в чем. Очень редко мы встретим чиновника на самом верху, который думает о благе государства. Я думаю, что это дело политиков. Есть уровень чиновников, которые стали политиками, это уровень министров и их первых замов. Есть чистые политики, это президент, глава правительства, Совет Федерации. Я думаю, что Путину суждено выработать геополитическую доктрину России, где будут на первом месте стоять интересы нашей страны.

- Приближение НАТО к Российским границам вы не считаете опасным?

- НАТО всегда было на Российских границах. Турция всегда была членом НАТО, и никаких проблем у нас с этим не было. Я гораздо больший акцент делаю на то, что евро подходит вплотную к нашим границам, например, к Финляндии. Я не воспринимаю страны НАТО как враждебные. Я не противник расширения НАТО, просто я считаю, что Россия должно обратить свой взор не только на США, Германию, Францию и Великобританию, а посмотреть на те страны, которые находятся при ней. Мы не заслуженно забыли, что надо индивидуально работать с Польшей, Венгрией, Чехией, Словакией, Румынией, Болгарией, республиками Прибалтики, с Украиной и Белоруссией.

- Вы считаете, что есть возможность сделать наших бывших союзников опять нашими союзниками?

- Я думаю, что к ним надо просто относиться всерьез. Мы очень долго были ослеплены идеей, что есть Россия, есть Европа, есть Америка, а на всех остальных не стоит обращать внимание.

Беседовал Илья Тарасов

ПРАВДА.Ру

http://www.koptev-dvornikov.ru

Ссылки по теме:

Росбалт.RU:

Россия и Европа будут совместно бороться с международным терроризмом

ПОЛИТ.РУ:

"Поколение свободы" реанимирует проект "Московская альтернатива" "не под выборы" и "не для борьбы с мэрией" - второй Монитор

Regions.ru:

Калининград. Общественные чтения основ социальной концепции Русской Православной Церкви.

Эхо Москвы:

Иностранные инвесторы будут уравнены в правах на земельную собственность с российскими гражданами.

Росбалт.RU:

Сближение НАТО и России будет выгодным для Латвии, считает глава латвийского МИД

Куратор Олег Артюков
Олег Артюков — журналист, обозреватель отдела политики Правды.Ру *
Обсудить