Как победить на выборах?

На простой вопрос всегда есть простой ответ. Во-первых, надо обладать ресурсами, во-вторых — иметь харизму; в-третьих — профессионально провести избирательную кампанию. Важнейшими требованиями последнего пункта являются эффективное пропагандистское сопровождение своих кандидатов и организация эффективных контрпропагандистских акций по отношению к конкурентам.

Последний опрос, который провел ВЦИОМ, позволяет оценить электоральный ресурс основных участников предстоящих парламентских выборов с точки зрения выявления основных направлений пропагандистской кампании, нацеленной на формирование электоральных мотивов, и понять логику рефлексии избирателей. Социологи спрашивали у респондентов, интересы каких слоев выражает та или иная партия. Причем сами респонденты впоследствии разделялись на три группы — население в целом, электорат той или иной партии, люди, ассоциирующие себя с большинством, т.н. "простые люди".

Как показал опрос, население в целом оценивает "Единую Россию" как партию олигархов, чиновников, "среднего класса" и "простых людей". Электорат партии со значительным отрывом отдает предпочтение "простым людям", "среднему классу" и интеллигенции. "Простые люди" называют себя, олигархов, директоров и "средний класс". Силовики, как сила, интересы которой отражает партия власти, — располагаются во всех трех группах на четвертом месте. 21% респондентов (население в целом) затруднились ответить на поставленный вопрос.

Каково резюме? Пропагандистский упор "Единой России" на то, что партия является общероссийской и отражает интересы всех слоев населения, сделал свое дело. Это видно по ответам тех, кто собирается за эту партию голосовать. Причем электорат ЕР уверен в этом больше, чем те, кто себя к простым людям относит! Телевидению удалось сформировать очередную ложную картину мира без особого труда. Совет для конкурентов очевиден — займитесь развенчанием этого мифа путем формирования списочного состава ЕР начиная с самых простейших из всех простых — министров, олигархов, губернаторов, полпредов, федеральных инспекторов и т.д.

В то же время, если на самом верху по каким-то причинам не будет принято решение по формированию параллельного, лояльного власти ресурса, например, "партии власти" № 2 или народно-патриотического блока нелевой ориентации, о котором в последнее время очень много говорят, то "Единая Россия", скорее всего, сможет получить на парламентских выборах наилучший результат или результат, равный результату компартии. Сегодняшний рейтинг ЕР колеблется, по различных оценкам, от 15% (независимые эксперты) до 25% (социологические центры).

Следующий участник кампании и главный соперник "Единой России" - КПРФ. Здесь стереотипы сформированы давно, поэтому проведение контрпропагандистских акций значительно затрудняется. Респонденты всех трех групп отдают предпочтение "простым людям" как главному электоральному ресурсу компартии (население — 37%, электорат — 57%, "простые люди" - 42%). Далее следуют беднейшие слои и интеллигенция. Усилия государственной пропагандистской машины приписать КПРФ связи с Березовским и Ходорковским вылились в 4% респондентов (население в целом), сказавших, что КПРФ выражает интересы олигархов, хотя этот показатель все равно оказался на предпоследнем месте. Бороться с таким противником контрпропагандистскими методами в случае грамотно организованной им предвыборной кампании трудно, так как почти любая дискредитация обречена на неудачу. Тем более что представления людей полностью соответствуют тому, что говорит о себе сама партия. В этой связи не удивительно, что меры, направленные на ослабление влияние КПРФ в обществе, в основном сосредоточены вокруг стремления внести разногласия в ее руководство, что впоследствии должно раздробить весь левый электорат. Согласно социологическим и экспертным опросам, рейтинг компартии сегодня колеблется от 22 до 30%.

В отношении СПС особых сложностей с идентификацией не наблюдается. "Пальму первенства" во мнении населения в целом удерживает представление о том, что эта партия отражает интересы олигархов (24%), далее следуют директора (16%) и "средний класс" (15%). В то же время электорат СПС с данным аспектом восприятия собственной партии не согласен: здесь доминируют ответы: "средний класс" (37%), интеллигенция (33%), "простые люди" (22%). Сам "средний класс" в качестве главного электорального ресурса себя признает (34%), далее следуют олигархи (24%) и интеллигенция (17%).

Полученные данные (в представлении населения СПС — партия олигархов) отражают результат целенаправленной пропагандистской кампании, ведущейся в отношении СПС на государственных телеканалах. Не имеющий постоянного доступа к информационному ресурсу СПС (особенно после закрытия ТВС) переломить этот стереотип не может. Поэтому партия является уязвимой (в большинстве опросов ее рейтинг не доходит до 5%, независимые эксперты дают 7-8%, позволяющих ей оказаться в Думе) и имеет слабые возможности для расширения электорального присутствия.

В отношении "Яблока" у россиян разночтений меньше. Во всех трех группах лидирующие позиции удерживает интеллигенция как главный электоральный ресурс партии (население — 26%, электорат — 38%, интеллигенция — 36%), на втором месте у населения в целом и интеллигенции располагается "средний класс" (19% и 33%), у электората партии — "простые люди" (29%). Третье место везде занимает культурная и научная элита (электорат партии дает ей такой же процент, как и "среднему классу"). Присутствующая разница в восприятии отношения к партии "простых людей" между населением в целом (7 место, 7%) и электоратом партии (2 место, 29%) также указывает азимут, в направлении которого работает пропагандистская госмашина. Ярлык, навешанный "Яблоку" как партии узкого круга, мешает ей расширять свое электоральное влияние, хотя успехи партии, целенаправленно работающей по слому данного стереотипа, налицо — ее рейтинг постепенно, месяц от месяца, растет (сегодня — 8%).

Последняя партия, имеющая шансы преодолеть на выборах пятипроцентный барьер, — ЛДПР. По этой партии ВЦИОМ привел только мнение населения в целом, и оно довольно любопытно: лидируют как главная движущая сила олигархи (13%), далее следуют чиновники (12%), затем директора и "силовики" (по 10%). Хотя ВВЖ, как известно, чаще всего с указанными категориями и борется. Тем не менее, в том, что партия, имеющая во всех опросах общественного мнения последних лет самый высокий антирейтинг, окажется в новом составе Думы, никто из экспертов не сомневается. И уже тем более с ней никто всерьез не борется.

Вышеперечисленные пять партий, скорее всего, по совокупности затраченных ресурсов в новом составе Думы окажутся. Хотя непроявленные конкуренты у них имеются. Это пока виртуальный народно-патриотический блок с Глазьевым и/или Рогозиным во главе, Народная партия (если пойдет сама или во главе блока), Аграрная партия. Могут придумать какой-то избирательный блок и олигархи — конечно, если сегодняшняя гонка преследования закончится для них без ощутимых потерь.

МиК

Автор Инна Новикова
Инна Новикова - с 2000 года - генеральный директор, главный редактор интернет-медиахолдинга "Правда.Ру". *
Куратор Олег Артюков
Олег Артюков — журналист, обозреватель отдела политики Правды.Ру *
Обсудить