Почем страшилки для народа?

Об экономических проблемах сейчас можно услышать буквально на каждом углу. С ними борются, ими пугают. Их даже предвкушают, развлекаясь созданием разного рода апокалиптичных сценариев развития событий.

Безусловно, есть и те, кто рассчитывает извлечь из пресловутого кризиса некие политические дивиденды. Особенно, если речь идет о некоторых, не слишком популярных в стране силах, рассчитывающих на волне социального недовольства «выбиться в люди» - заработать себе побольше политических очков. А если удастся, то и возглавить социальный протест, вызванный экономическими трудностями.

И не важно, будь то ежегодное повышение тарифов ЖКХ, скачки курса рубля или повышение пошлин на ввоз иностранных автомобилей, всегда найдутся те, кто готов разыграть кризисную карту и погреть руки на будоражащей всех и каждого теме экономического кризиса.

Расчет их прост: с одной стороны, недовольные найдутся всегда, а с другой - придать любому социальному протесту, (естественно по мере сил подогревая недовольство) ту или иную политическую окраску, как кажется с первого взгляда, не составляет особого труда. Именно поэтому оседлать тему кризиса сейчас стараются очень многие партии и движения.

Например, усилить свои позиции всерьез намерена парламентская оппозиция в лице компартии, надеющейся к предстоящим мартовским выборам «распиарить» свою «спасительную» программу вывода страны из кризиса. Причем в КПРФ даже  не исключают, что в России возможны акции протеста, подобные тем, которые проводят анархисты в Греции. «Социально-экономический кризис в стране нарастает, - пугают в своих листовках коммунисты. - Идут массовые увольнения работников, предприятия переходят на режим сокращенной рабочей недели и сокращенного рабочего дня, увеличивается задолженность по выплате заработной платы».

Отводя роль авангарда народного протеста себе, коммунисты анонсировали сразу серию «антикризисных» протестных акций. Одной из них станет митинг против «неправильной» политики правительства и повышения цен 21 декабря на Театральной площади в Москве. Впрочем, коммунистам даже и не важно, что на организованной ими «всероссийский митинг протеста» соберутся лишь сами активисты партии – ведь ветер истории, по их мнению, и так дует именно в «красные» паруса…

Не отстают от «пролетарской партии» и представители так называемой несистемной оппозиции. Правда, эти, не имея за душой абсолютно никаких, как приятно говорить, конструктивных предложений, точно знают, что «эту власть давно уже пора валить». Разумеется, ответ на вопрос «зачем?» и «что будет потом?» господ «несогласных» мало волнует…

Да и сам повод для того, чтобы «валить», для них, надо думать, может быть абсолютно любым – от повышения курса рубля по отношению к доллару до увольнений, затронувших банковский сектор. К примеру, оппозиционный экономист Владимир Илларионов так тот вообще считает, что в России уже давно наступила экономическая катастрофа, поэтому, можно сделать вывод, всем россиянам остается лишь завернуться в белые простыни и поскорее ползти на кладбище, занимать там оставшиеся места. Ну что ж - из США ему, наверно, виднее…

Что примечательно, нуждающиеся в дополнительной рекламе товарищи, всерьез рассчитывая оседлать волну кризиса, предвкушают пополнения своих рядов «миллионами недовольных и потерявших работу» россиян. К примеру, тот же Геннадий Зюганов обещал астрономическое увеличение числа своих сторонников. «Из 1200 банков останутся 500. Все, кто разорятся, придут к нам, к нам придут те выпускники, которые не могут получить работу по специальности, и те, кто приехал в Россию на заработки, но работу не нашел или потерял», -  всерьез говорил лидер коммунистов.

Однако способны ли коммунисты, впрочем, как и любые другие мало-мальски заметные политические силы в данный момент использовать «благодатную» тему кризиса в качестве трамплина для реализации своих политических амбиций? И можно ли вообще сколотить на кризисе политический капитал?

К примеру, политолог Борис Кагарлицкий уверен, что ни одна оппозиционная политическая сила, действующая сейчас в России, неспособна использовать кризис в своих целях и оказать серьезное влияние на рост протестных настроений в обществе. «Во-первых, сами эти силы по большей части не укорены в обществе, - говорит политолог. - А во-вторых, протест, связанный с социальными явлениями, будет выдвигать собственных лидеров». Тем не менее, Кагарлицкий уверен, что подобные попытки предприниматься все-таки будут.

Так, по его словам, на Дальнем Востоке к акциям против введения пошлин на иномарки и запрета на праворульные машины попыталась примкнуть ЛДПР. Однако партийцев участники протеста из своих рядов тут же изгнали. «То же самое произошло и с националистами, пытающимися примкнуть к движению автомобилистов, - продолжает политолог, - то же самое произойдет и с КПРФ. Потому что  протестующие абсолютно чуждые тем людям, которые занимаются политикой, и наоборот, политические функционеры любого окраса абсолютно отвратительны протестующим». И эта ситуация по словам эксперта, регулярно наблюдается каждый раз, когда возникают протесты: «Люди очень не хотят, чтобы их использовали и воспринимают политиков любого окраса как нечто вредное и враждебное». При этом, по мнению Бориса Кагарлицкого, КПРФ лишь пытается имитировать политическую деятельность, делая вид как будто она пытаются возглавить протест.

«Стремление использовать социальное недовольство в своих политических целях – это вполне естественное и законное желание любых политических сил», - комментирует сложившуюся ситуацию директор экспертного агентства «Тренд» Михаил Виноградов. Однако политолог признает, что социальные протесты на сегодняшний день носят непартийный характер. «Партии как структуры достаточно инерционны и к тому же чтобы возглавить социальный протест они готовы редко», - говорит политолог. Тем не менее, по мнению эксперта, именно компартия способна лучше всех использовать тему кризиса. «В то же время с 1996 года КПРФ перестала быть партией, которая борется за власть в России», - отмечает Михаил Виноградов.

Автор Олег Артюков
Олег Артюков — журналист, обозреватель отдела политики Правды.Ру *
Куратор Анатолий Баранов
Анатолий Баранов — российский журналист, политический деятель левого толка *
Обсудить