Елена Гуськова: сепаратизм и терроризм, поддерживаемые извне, уничтожить практически невозможно

По последней информации, правительственные войска Македонии в борьбе за город Тетово одержали убедительную победу над албанскими сепаратистами. На самом деле, это только видимость победы. Иллюзия достигнутого успеха. Что, в конце концов, может сделать армия, в которой многие ключевые посты, к примеру, пост заместителя начальника Генштаба (отвечающего притом за разведку и кадровую работу) занимают албанцы, а в рядовом личном составе удельный вес албанских военнослужащих необычайно велик? И это только один из бесчисленных факторов, прямо свидетельствующих о том, что «вспыхнуло» в Македонии, к сожалению, всерьёз и надолго. И пока не будут достигнуты конечные цели затеявших эту войну, - она не утихнет. А цели эти ставят крест на Македонии как на целостной многонациональной стране…

Об этом шла речь и в беседе корреспондента ПРАВДЫ.Ру с доктором исторических наук, руководителем Центра по изучению современного балканского кризиса Института славяноведения РАН Еленой Гуськовой, которую мы предлагаем вашему вниманию.

- События в Македонии – не локальный македонский конфликт, а прогнозируемая метастаза албанского национализма, которая с территории Косова плавно переползла на Македонию, Южную Сербию. Этот этап албанского сепаратизма характеризуется объединением всех территорий с большинством албанского населения в странах балканского региона. Но ведь перед этим были и другие этапы, так как сепаратистская деятельность радикально настроенной части албанцев в Автономном крае Косово в рамках СФРЮ не прекращалась ни на один день. И ее интенсивность лишь нарастала, не завися от статуса края в республике, от количества вкладываемых в его развитие денег, от уровня межнациональных отношений в федерации. Действовали по этапам: пропаганда национализма - в пятидесятые, демонстрации и провокации - в шестидесятые, вооруженная борьба - в семидесятые, восстание - в начале восьмидесятых. В конце девяностых албанцы Косова поднялись уже на войну за независимость.

Осуществление этой задачи стало возможно только благодаря поддержке США, НАТО и деятельности международных организаций, которые объективно поддерживали албанский экстремизм. Вспомним, как во время десятилетнего кризиса международные организации постоянной и доминирующей антисербской позицией, уступками и подыгрыванием албанской стороне в переговорном процессе между сербами и албанцами, наказанием Сербии бомбовыми ударами за отказ принять неравноправные условия договора объективно способствовали укреплению уверенности албанцев в том, что они получат помощь и поддержку, если успеют использовать антисербские и антимилошевичевские настроения Запада.

Присутствие натовцев в Косове после июня 1999 г. создало просто тепличные условия для процветания албанского экстремизма, поскольку они не замечали убийства сербов в Косове, разрушения памятников православной культуры, фактически поощряя создание этнически чистого албанского края. Вспомним, как «миротворцы» не смогли разоружить т.н. Освободительную армию Косова, как уменьшили сербскую территорию, создав 5-километровую буферную зону не со стороны Косова, а со стороны Сербии, включив в нее районы с преимущественно албанским населением, как стремились как можно скорее создать местную администрацию, не связанную никакими обязательствами с федерацией или Сербией, провести выборы местных органов власти, как открыли границу Косова с Албанией и Македонией для свободного передвижения людских потоков, а, возможно, и оружия. Это не могло не взрастить у албанцев чувства безнаказанности.

Елена Юрьевна, Ваш прогноз дальнейшего развития ситуации в Македонии, и вообще на Балканах. Чем может закончиться конфликт, насколько возможно повторение косовского сценария?

Албанские сепаратисты идут к намеченной цели – выходу из состава Сербии, из состава Македонии, возможно – из состава Черногории и присоединению к Албании. Но это уже следующий этап. Сегодня они выбрали благоприятный политический момент, к которому в Македонии давно готовились – создавалиполитические партии, провозгласили республику «Илирида», создали систему подпольного образования, готовили вооруженные отряды, окутывали националистической пропагандой всех албанцев республики. Отчетливо видно, что «подготовка» повторяет косовский сценарий, а этап вооруженной борьбы характеризуется совместными действиями албанцев разных регионов. Вполне ожидаемы события схожего типа в Черногории, хотя албанское население там не столь многочисленно как в Македонии. Нельзя забывать, что на севере Греции много албанцев.

Может ли извлечь какие-то «дивиденды» из македонского конфликта Европа? Или развитые европейские страны просто не имеют возможности что-либо противопоставить политике США?

Запад неоднороден. Европа, похоже, недовольна развитием событий на Балканах, ее пугает дестабилизация региона. А США продолжают гнуть свою «проалбанскую» линию, хотя ситуация изменилась. Сегодня отчетливо видно, что НАТО осуществляет не миссию мира в Косове, Боснии и Герцеговине, Македонии, а свой план перебазирования и укрепления на Балканах как своеобразном плацдарме. Именно поэтому натовцы не торопятся вступиться за македонцев и отстаивать целостность государства Македонии. И НАТО и США выгоден слаботекущий конфликт, поскольку оправдывает присутствие международных сил в этом регионе. Кроме того, натовцы не планировали погибать, а потому они предоставят это македонской и сербской армиям.

Обуздать албанский экстремизм смогут только объединенные усилия всех европейских структур и государств. Только отсутствие какой-либо поддержки извне заставит албанцев прекратить борьбу. Следует перекрыть им все каналы политической, экономической, финансовой и военной помощи, что практически невозможно. И чеченский, и албанский опыт показывает, что экстремизм, сепаратизм и терроризм, поддерживаемые извне, уничтожить очень трудно. Они вновь вспыхивают, накопив силы и разработав новую тактику. Если не подойти к помощи Македонии серьезно, то можно потерять не только это государство. Но и полностью дестабилизировать политическое равновесие Европы…

В таком случае, адекватно ли реагирует на происходящее Россия?

Нескончаемый пожар на Балканах, как уже было замечено, не выгоден прежде всего Европе. Именно она должна сказать свое решительное слово, доведя в любой форме до сознания албанских экстремистов, что мировое сообщество их не поддерживает. И кто-то должен взять на себя трудную миссию объединить по этому вопросу европейских политиков. России такая роль вполне по плечу. Но России вначале следует определиться с вопросом национальных интересов, о которых на Балканах она четко не заявляла. И только после этого определение тактики станет более легким делом.

Что Вы думаете по поводу намечающегося тесного сотрудничества Югославии с Гаагским трибуналом, развёрнутой кампании в отношении Милошевича и других бывших руководителей? Какая реакция может последовать со стороны местного населения?

Руководство Югославии вынуждено идти на сотрудничество с Гаагским трибуналом, поскольку от этого во многом зависит экономическая помощь стране, ее интеграция с европейскими структурами. По иронии судьбы сам Слободан Милошевич в Дейтоне обязался сотрудничать с этим «органом правосудия». Но сегодня выдать Милошевича нельзя – слишком нестабильна в стране политическая ситуация, слишком сильны еще антиамериканские и антинатовские настроения народа. Чтобы изменить эти настроения, надо вести огромную пропагандистскую кампанию, на которую пока у политической элиты сил нет, и выждать какое-то время. Насколько хватит у руководства сил продержаться в своем упорстве – покажет будущее. Хотя шанс, что Милошевича все-таки выдадут, существует. Это зависит от многих обстоятельств, в том числе и от соотношения сил в новой политической элите Югославии и Сербии.

Беседовал Сергей Стефанов

Куратор Олег Артюков
Олег Артюков — журналист, обозреватель отдела политики Правды.Ру *
Обсудить