Гарри Каспаров: сопредседатель с особым цинизмом

Конфликт между двумя сопредседателями «Всероссийского гражданского конгресса» Людмилой Алексеевой и Гарри Каспаровым вспыхнул с новой силой. Кому-то из них скоро всё же придётся «очистить стул», оставив сопернику контроль за распределением бюджета весьма непрозрачной организации, коей слывёт ВГК.

Напомним, что «Всероссийский гражданский конгресс» был создан четыре года назад как некое внепартийное объединение «активных граждан», готовых денно и нощно отстаивать конституционные права россиян, борясь против «произвола властей». Второй конгресс, прошедший 12 декабря 2005 года, создал впечатление, что ВГК хочет и может объединить всю оппозицию. В нём участвовали и Белых, и Касьянов, и Владимир Рыжков, и Явлинский, и Гарри Кимович, разумеется.

Каспаров, вместе с председателем Московской Хельсинкской группы Людмилой Алексеевой и бывшим советником Ельцина Георгием Сатаровым, стал сопредседателем «Всероссийского гражданского конгресса». Каждый из троицы по идее обладал равными правами и обязанностями, а, следовательно, и голосом при распределении финансирования всякого рода «правозащитных» мероприятий.

Благолепие стало исчезать после создания в июле 2006 года форума «Другая Россия». Уже на учредительной конференции Гарри Каспаров стал перетягивать одеяло на себя, высказав свои претензии на роль лидера новоиспечённой организации. Его персона весьма приглянулась западным кураторам «другороссов», а посол Великобритании в России господин Брентон не скрывал восторга, что антикремлёвскую оппозицию возглавит всемирно известный шахматный чемпион.

Людмила Алексеева и Георгий Сатаров поначалу приняли самое активное участие в деятельности «Другой России». Портреты ветерана диссидентского движения мадам Алексеевой весьма эффектно украшали хвалебные писания иностранных мастеров пера о том, какие благородные, авторитетные и бескорыстные люди входят в число «другороссов». Но довольно скоро яхта «Другой России» стала давать течь .

Вначале капитально переругались между собой Гарри Каспаров и Михаил Касьянов. Последний, видимо, рассчитывал, что «Другая Россия» станет трамплином для его президентской кампании, но не понял, что Каспаров заготовил это для себя. Попытки Лимонова как-то замирить экс-премьера и экс-чемпиона ни к чему в итоге не привели.

Чуть позже каспаровский «пресс» почувствовала на себе и Людмила Алексеева . До этой многоопытной деятельницы быстро дошло, что Каспаров и его люди хотят использовать её персону, личности других известных на Западе правозащитников как ширму для выкачивания спонсорских денег под собственные политические проекты.

И это вызвало, как говорил Горбачёв, озабоченность. Дело в том, что госпожа Алексеева всегда знала счёт деньгам. В недавней беседе с Валерием Панюшкиным, опубликованной в газете «Ведомости», она с подкупающей простотой призналась в том, что, возглавив Московскую Хельсинкскую группу, в первую очередь сменила бухгалтера. И не потому, что старый плохо работал. «Просто мне на этом месте нужен был свой человек», - сказала госпожа Алексеева.

Не захотев быть статистами в каспаровской игре, Алексеева и её единомышленники пытались создать в рамках «Другой России» некую «правозащитную» фракцию, которая получила бы автономию, даже определённую независимость от фракции «политической» во главе с Каспаровым и Лимоновым. Затея успеха не имела, ибо аморфность статуса и структуры «Другой России» не давали «правозащитникам» никаких шансов на успех.

А в начале прошлого года Людмила Алексеева и Георгий Сатаров с ужасом обнаружили, что Гарри Кимович хочет подмять под себя и «Всероссийский гражданский конгресс», превратив его в респектабельный филиал «Другой России», призванный оттенять не всегда вписывающиеся врамки действующего законодательства уличные акции.
В начале осени прошлого года три сопредседателя ВГК обратились к Гарри Каспарову с открытым письмом, в коем слёзно, но ясно просили последнего избавить их от своего присутствия. Обоснована была сия просьба мудро, замысловато и абсолютно немеркантильно. Дескать, «Другая Россия» позиционирует себя как политическую организацию, готовую участвовать в парламентской и непарламентской борьбе. А ВГК – это «надпартийное сообщество», занимающееся отстаиванием прав всех граждан вне зависимости от их политических взглядов. И раз Каспаров решил быть в первую очередь политиком, то сидеть сразу на двух стулья ему дальше вроде бы как и неприлично даже.

Комментарии Каспарова после этого обращения были довольно путаными и туманными. Но как показал скандал на четвёртом «Всероссийском гражданском конгрессе» в декабре 2007 года от своих планов подчинить себе ВГК шахматный гений не отказался . В отсутствие некстати приболевшей Людмилы Алексеевой, открыто выступившей против Каспарова, последний не только выдвинул свою кандидатуру в сопредседатели конгресса, но и организовал себе второе место по рейтинговому голосованию.

Судя по переписке последних дней между Алексеевой и Каспаровым, сразу после четвёртого конгресса 12 декабря 2007 года Гарри Кимович начал хитроумную комбинацию по полному отстранению главы МХГ от реального руководства ВГК. Как пишет в своём открытом письме Людмила Алексеева, перед Новым годом она имела большую встречу с Каспаровым. Судя по всему, в ней принимал участие и Георгий Сатаров, который, видимо, выжидая чья возьмёт, хранит пока молчание.
Алексеева сообщила общественности, что Каспаров поддержал идею о том,что «функции ВГК и «Другой России должны быть отчётливо разделены». «Гарри Кимович Каспаров согласился сложить с себя полномочия сопредседателя ВГК для полноценного сотрудничества ВГК и «Другой России», - не скрывая радости, подчеркнула мадам Алексеева.

А через несколько часов сайт «Всероссийского гражданского конгресса» на самом видном месте публикует обращение пресс-службы каспаровского «Объединённого гражданского фронта». Из него следует, что мадам Алексеева распространяет «не соответствующую действительности информацию». Говоря проще, либо врёт, либо страдает слуховыми галлюцинациями. Гарри Кимович с поста сопредседателя ВГК не уходил и уходить не собирается. Эта оперативная публикация подтвердила давние слухи о том, что сайт ВГК негласно контролируется ОГФ.

А на следующий день всё там же выступает и сам Каспаров. Он подтверждает факт встречи с Алексеевой, но фактически отрицает своё согласие оставить пост сопредседателя «Всероссийского гражданского конгресса». И изысканно так намекает: Людмила Михайловна – человек, конечно, уважаемый, но, хотя и поёт Вахтанг Кикабидзе «Мои года – моё богатство», сами понимаете… Доверять больше мадам Алексеевой ключи, от квартиры, где лежат деньги ВГК, явно не стоит.

Похоже, что рейдерский захват «Другой Россией» и ОГФ «Всероссийского гражданского конгресса» начался успешно. Если так всё интригующе пойдёт и дальше, то не исключено, что руководить и Московской Хельсинкской группой скоро придёт если не Каспаров, то его доверенный человек. Со своим бухгалтером, разумеется.

P.S. 17 января стало известно о том, что Людмила Алексеева и Георгий Сатаров сложили с себя полномочия сопредседателей ВГК. "Совместная работа с Гарри Каспаровым невозможна. Я против того, чтобы нас втягивали в политику. Мы не хотим заниматься поддержкой какого-то кандидата или партийным строительством. Мы отстаиваем высшие человеческие ценности, а не интересы какой-то партии и отдельной персоны", - пояснила она причины своего решения.

Автор Игорь Кулагин
Игорь Кулагин — бывший обозреватель Правды.Ру *
Куратор Олег Артюков
Олег Артюков — журналист, обозреватель отдела политики Правды.Ру *