Сергей снегов: пять пунктов Путина, пять пунктов против Путина

Итак, Россия вступает во всемирную антитеррористическую войну. Прошло полторы недели с момента заявления министра обороны РФ Сергея Иванова, полностью исключившего подобную возможность. Более того, Иванов заявил о недопустимости использования среднеазиатских государств СНГ в качестве плацдарма для атаки на Афганистан.

Сейчас американские военные расположились в Ташкенте, идет исследование аэродромов в других узбекских городах на предмет использования их ВВС НАТО. О готовности предоставить аэродромы и воздушное пространство заявили другие среднеазиатские государства. Открывает воздушное пространство Россия, а президент Путин заявляет о возможности «других более глубоких форм сотрудничества России с участниками контртеррористической операции».

Что же произошло на дипломатических фронтах за эти полторы недели?

Россия изменила свое мнение на диаметрально противоположное. И, видимо, не за просто так.

Основной вопрос сейчас – это «цена вопроса». Что получает Россия, ввязываясь в военную операцию, отношение к которой в мире далеко неоднозначно?

Сегодняшний «Вашингтон Пост» так видит список требований, которые Россия предъявила США в обмен на участие в афганской войне:

Требования того, чтобы США пообещали, что всякое их военное присутствие в бывшей советской Средней Азии будет временным; надежды на то, что президент США Джордж Буш перестанет критиковать войну, которую Россия ведет с исламскими боевиками в Чечне; реструктуризация огромных советских долгов; ускорение вступления во Всемирную Торговую Организацию, а возможно и вступление в НАТО.

Можно предположить, что согласование этих вопросов произошло во время визита главы МИД России Игоря Иванова в США. После чего президент Путин выступил с телеобращением, в котором обрисовал пять пунктов сотрудничества с НАТО, подчеркнув, что возможны и другие, более глубокие формы сотрудничества.

Кстати, в телеобращении содержится явный, даже не завуалированный намек на некий торг, который, очевидно, до сих пор идет вокруг «афганской проблемы»: «Глубина и характер этого сотрудничества напрямую будут зависеть от общего уровня и качества наших отношений с этими странами (участниками контртеррористической операции – ред.) и взаимопонимания в сфере борьбы с международным терроризмом», - заявил Владимир Путин.

Поддержка Россией военной операции в Афганистане – крайне серьезный вопрос. Что изменилось в мире с вечера вчерашнего дня, с момента, когда президент России обратился с телеэкранов к гражданам страны?

Прежний мировой порядок, сложившийся с момента распада СССР, прекратил свое существование. О смерти ООН говорили еще со времен бомбежек Югославии, реально гибель Организации Объединенных Наций наступила вчера. Фактически, в Совбезе ООН остался один Китай, пока не примкнувший ко всемирному контртерроризму.

Напомним, что готовящаяся операция против Афганистана не санкционирована ООН, США за подобной санкцией обращаться даже не планируют, о чем однозначно заявляют. С поддержкой России они получают карт-бланш. К мнению ООН больше можно не прислушиваться. Главная сила, способная как-то повлиять на политику США в этом вопросе, заявила о поддержке.

В принципе, если говорить без обиняков, вчера Владимир Путин похоронил ООН.

Впервые Россия официально поддерживает действия сил НАТО, готовящихся бомбить страну.До сих пор не представлены доказательства вины бен Ладена, ради которого затевается война в Средней Азии. И даже если бы доказательства вины были отпечатаны в виде листовок и расклеены на каждом углу – адекватны ли действия одной страны, готовой разбомбить другую страну, после чего начать против нее сухопутную операцию с целью арестовать или уничтожить одного человека?

Насколько законны с точки зрения мирового права такие действия?

Не слишком ли это напоминает ситуацию вокруг Югославии? Впрочем, Сербию по крайней мере, обвиняли в этнических чистках в Косово. В чем официально обвиняют Афганистан?

Вопросов, к сожалению, больше, чем ответов. Для России участие в этой военной операции может кончиться как в известной пословице: «Назвался груздем, полезай в кузов».

Какова будет реакция исламской общественности внутри России на события вокруг Афганистана? Можно провести аналогии с бомбардировкой Сербии, когда за военную акцию против православных славян посольство США в Москве превратили в большую яичницу с потеками краски. И даже пытались расстелять из гранатометов.

Еще один важный момент – возможный развал СНГ. НАТО высаживается в государствах Средней Азии – бывших советских республиках. По аналогии с ситуацией на Балканах можно предположить, что войска Альянса останутся там очень надолго. Были уже примеры.

Есть такая странная закономерность – вначале страны долго думают: «а нужны ли нам солдаты НАТО», а потом слезно просят: «Не уходите!…»

Была ли нужда России влезать в новое афганское противостояние? Как ни странно, видимо, была.

Вернее, в сложившейся ситуации у нашей страны просто не было выбора. Уже с неделю назад стало совершенно ясно, что Россию втянут в эту войну так или иначе. Сейчас мы вступаем в афганское противостояние, чтобы отстаивать свои интересы. Еще немного, и реализовать это было бы просто нереально.

Цели России в Афганистане радикально отличаются от целей США. Ловить бен Ладена мы не планируем. При этом Россия официально заявляет о поддержке вооруженного сопротивления Северного Альянса с целью восстановления в Афганистане режима Раббани.

Таким образом, если рассмотреть окончательную и бесповоротную победу Северного Альянса в Афганистане и реставрацию законной, признанной мировыми державами власти (при помощи России, заметьте), наша страна получает верного союзника на восточных рубежах.

Исчезает необходимость содержать контингент НАТО в среднеазиатских государствах – раз нет талибов, нет нужды в защите от них. Решается вопрос о сферах влияния в Средней Азии.

Происходит ликвидация очага экстремизма и терроризма, довлеющего над Россией как со стороны Кавказа (Чечня, многие боевики проходили и проходят обучения на территории, контролируемой талибами), так и со стороны восточных рубежей.

Да, Россию втянули в эту кампанию. США сполна использовали ситуацию, сложившуюся после террористических актов 11 сентября, фактически, одним махом создав однополярный мир, о котором шло столько разговоров.

В этом свете идеи об уступках, которые публикует «Вашингтон пост», кажутся достаточно бедными. Нет, вполне возможно, Россия требует и этого. По большому же счету, речь идет о новом переустройстве мира, в котором наша страна терять позиции не планирует.

Куратор Олег Артюков
Олег Артюков — журналист, обозреватель отдела политики Правды.Ру *
Обсудить