Владимир Путин – наш Новый Иван калита. Субъекты Федерации будут Укрупнять

Ратифицированный Государственной думой РФ закон «О порядке принятия в РФ и образования в ее составе нового субъекта РФ», в котором, в частности, говорится о возможности слияния субъектов Федерации, несколько месяцев обсуждается как в средствах массовой информации, так и во властных коридорах.

Почему же Кремль так заинтересован в ликвидации маленьких и явно не делающих ни политическую, ни экономическую погоду автономных округов?

Дело в том, что 89 субъектов права – это слишком много для России. Приснопамятное решение президента о создании 7 федеральных округов представляется логически верным постольку, поскольку курировать более крупное территориальное образование гораздо легче. Слабо представляется эффективность работы 89 полпредов президента на местах.

Но одно дело декларировать идею укрупнения субъектов федерации, а другое дело воплотить ее в жизнь.

Сложностей много: ликвидация маленьких АО требует изменений Конституции. В частности, статьи 65-й, где перечислены все субъекты РФ. И хотя статья 66-я Основного закона и позволяет менять статус субъекта РФ «по взаимному согласию РФ и субъекта РФ в соответствии с федеральным конституционным законом», избежать юридической коллизии кремлевским реформаторам вряд ли удастся.

И это несмотря на то, что сама идея укрупнения находит все больше сторонников, как в центре, так и что характерно на местах.

Губернатор Свердловской области Эдуард Россель не один год пытается протолкнуть эту идею. В июне прошлого года Эдуард Россель во время визита в Каменск-Уральский заявил, что «пробивает» вопрос об укрупнении субъектов федерации не для того, чтобы выделить Свердловскую область, а затем, чтобы законодательно выровнять статус краев и областей. По словам Э.Росселя, он все больше убеждается в том, что в государство должно состоять из равных республик, а не из неравных областей и краев. Россель отметил, что хотел бы присоединить к Свердловской области ряд областей.

Созданный при администрации области департамент политического прогнозирования занимается разработкой схем укрупнения субъектов федерации.

Существующие схемы укрупнения сильно расходятся в самой концепции и принципах объединения территорий. Рассматриваются самые неожиданные варианты: от укрупнения регионов по схеме военных округов, до вариантов слияния территорий по схеме существования отделений железной дороги.

В департаменте политического прогнозирования существует убежденность, что одна из ныне разрабатываемых в Свердловской области схем укрупнения субъектов в том или ином виде будет востребована и использована администрацией президента.

Идея укрупнения поддерживают и президентские полпреды. Именно такой вывод можно сделать на основании заявления полномочного представителя президента РФ в Сибирском округе Леонида Драчевского. «89 субъектов Федерации - это для России слишком много, и число регионов будет сокращаться. Усть-Ордынский Бурятский АО и Иркутская область стоят ближе всего к данному решению», - подчеркнул полпред, фактически наметив первый полигон для начала проведения территориальной реформы.

Уральский полпред Петр Латышев готов поддержать своего коллегу. Постоянно возникающие конфликты двух субъектов федерации – ХМАО ЯНАО даже такого спокойного человека доведут до белого каления.

Поддержка присутствует и на законодательном уровне. Геннадий Райков, лидер фракции «Народный депутат» в Госдуме РФ, убежден, что «в России давно назрел вопрос об укрупнении субъектов федерации. 89 самостоятельных республик, краев, областей, автономных округов даже для государства, занимающего одну девятую мировой суши, явно многовато. Не оправдала себя и ельцинская формула «берите суверенитета, сколько хотите». Суверенитет, на мой взгляд, это в первую очередь экономическая независимость. Быть независимым с протянутой рукой – нереально. После укрупнения на карте России может остаться 12 - 15 субъектов федерации. Если все они будут финансово самодостаточными, считайте, реформа удалась», - считает он.

Но не все так гладко как кажется. По мнению политолога Дмитрия Огульчанского, если даже федеральный центр решит инициировать процесс укрупнения, только этап подготовки общественного мнения может занять несколько лет.

Процесс должен идти эволюционно,начинаясь там, где для этого имеются все предпосылки, считает политолог Анна Трахтенберг. «В администрации президента в вопросе укрупнения субъектов федерации нет единой точки зрения… Укрупнять субъекты, в принципе, надо. В каждом субъекте федерации, даже самом маленьком, сформировалась местная элита, которая заинтересована в сохранении своего положения…Как показала практика, с функциями противовеса региональным элитам, позволяющим сдерживать неумеренные амбиции, полпреды справились. Федеральные округа и в случае укрупнения пригодятся президенту именно в этом качестве».

Сторонников и противников подобных инноваций приблизительно равное количество. Но как бы не ломались копья в жаркой дискуссии, но прецедент то уже создан и не где нибудь, а в Красноярском крае.

Как пишет «Газета.Ру» первая проба сил в деле укрупнения регионов, осуществленная в Красноярском крае прямо перед Новым годом, прошла весьма удачно. В данном случае интересы Кремля и главы края Александра Лебедя совпали полностью. Результат: городской совет Норильска проголосовал за создание единого муниципального образования «город Норильск», в состав которого вошли сам город, его спутники Кайеркан и Талнах, а также поселок городского типа Снежногорск. Лебедь, не скрывавший своего удовлетворения происходящим, даже заявил, что в планах президента РФ в конце января – начале февраля ликвидировать целый ряд автономий. В результате этих преобразований округа Эвенкия и Таймыр станут частью Красноярского края. Равно как и Еврейская АО.

И вот президент России Владимир Путин лично прибыл в Красноярский край, чтобы на месте разобраться кто прав, а кто виноват в тяжелейшей социально-экономической ситуации сложившейся в крае, усугубленной еще и территориальным спором края с ТАО.

Как полагает «Коммерсантъ», визит Путина в Норильск напрямую связан с противостоянием властей Таймыра и Красноярского края. Как пишет газета, президент лично обещал красноярскому губернатору Александру Лебедю посетить «поле боя», хотя некоторые сотрудники АП советовали ему в конфликт не вмешиваться.

Результат визита парадоксален и еще раз доказывает, что предугадывать реакцию главы государства по тому или иному вопросу нереально. Владимир Путин старается избегать навязанных ему схем поведения. Предполагалось, что непопулярный в Кремле губернатор Красноярского края получит взбучку от президента, а вышло наоборот.

Взбучку Александр Иванович, конечно, получил, но и приобрел тоже немало, что в любом случае является компенсацией для него.

Как сообщают информагентства, Путин о чем-то поговорил наедине с Хлопониным. О чем именно, не сообщается. Но интересно, что требования Норильска претерпели разительные изменения. Если раньше законодательное собрание округа грозило Красноярску отделением, то теперь губернатор говорит о возможности ликвидации Таймырского АО вообще и о полном слиянии подведомственной территории с Красноярским краем в единый субъект федерации Как передает «Полит.ру» губернатор ТАО Александр Хлопонин выступил за объединение Таймыра, Эвенкии и Красноярского края в единый субъект Федерации. Как объяснил губернатор, между Красноярским краем и Таймыром есть два спорных момента - наполнение бюджета и управление территориями, а территориальных проблем как таковых нет.

Вот вам и съездил президент в гости. Только если он ко всем ездить будет, то у него не сил, не времени ни на что другое не останется, а ведь дел то непочатый край. Так что как ни крути, но кроить заново территорию России все же придется.

Дмитрий Чиркин

"ПРАВДА.Ру"

О том же самом в английской версии ПРАВДЫ.Ру: VLADIMIR PUTIN – RUSSIA’S NEW IVAN KALITA. FEDERATION SUBJECTS TO BE CONSOLIDATED

Независимая газета:

Региональная политика Кремля опять меняется?

Региональные слияния?

Кремль делит с регионами зоны ответственности

СМИ.Ру:

Хлопонин испугался Путина

УТРО.Ру:

Э.Россель предложил разделить Россию на республики

Куратор Олег Артюков
Олег Артюков — журналист, обозреватель отдела политики Правды.Ру *
Обсудить