Анна колчак: Кудрин выступил в роли Джельсомино

Бюджет России парадоксален: чем меньше в нем средств, тем больше желающих делить. С 1994 года система работы с бюджетом худо-бедно сложилась. Но устояться ей, судя по всему, не суждено. Новые времена, новые способы кройки и шитья "тришкина кафтана". И в итоге все время остается неприкрытым какое-нибудь потаенное место.

С момента создания Государственной думы бюджеты в России принимаются вовремя. Каждый новый год - новый согласованный бюджет. Плохой он или хороший - это другой вопрос, главным образом количественный. Но какой-никакой, а есть.

Методом проб и ошибок создалась система, некий бюджетный процесс, когда основные показатели поступают в Думу из правительства, и в них, по направлениям, вносятся поправки профильными комитетами. В комитетах присутствуют депутаты от всех фракций, причем за каждой фракцией закреплено одно место заместителя председателя комитета. Соответственно, все поправки обсуждаются гласно, в присутствии большого количества народа, депутатов и экспертов, и происходит все это путем взаимного учета интересов.

Интересы у депутатов понятно какие - побольше выбить средств для своих регионов, за что избиратели, по идее, должны своих депутатов любить и уважать. Особенно уважают их за дотации, которые бюджет может предоставлять на те или иные региональные проекты. Где-то ремонтируют школу, где-то строют цирк, где-то просто воруют. Сие нам не ведомо. Однако путем взаимных обид и разочарований (сдержек и противовесов, если по-научному) в последние годы дотации поступали регионам более-менее равномерно и под вполне осмысленные программы. Причем вне зависимости от партийной принадлежности депутата или даже его полной беспартийности, процесс распределения средств шел вполне корректно. Основные темные дела с бюджетным финансированием проходили в тиши правительственных кабинетов, где посторонних глаз нет. А в думских комитетах решались вопросы открытые, ясные.

Однако в последнее время в кремлевских коридорах обнаружились весьма энергичные люди, которые довели до руководства кабинета министров простую мысль - а не зря ли мы их кормим?

"Их" - это имелось в виду, конечно, не 140 миллионов россиян, а тех депутатов, которые избрались от оппозиции. Ну и в самом деле - что коммунист, что сторонник правых сил, что член "Единства", а все одно давай им дотации. Теперь "им" - это уже избирателям, которые имели смелость (или глупость) проголосовать не за того, кого следовало.

Вот эти самые энергичные молодые люди из кремлевских коридоров заметили, что так называемые "благонадежные" фракции - "Единство", "Отечество", "Народный депутат", "Регионы России", имеют в Думе абсолютное большинство. Таким образом показалось, что можно делить дотации не между 450 округами, а только между половиной, составляющей парламентское большинство. И механизм согласования можно упростить, вплоть до ликвидации самого механизма согласования. Налицо экономия бюджетных средств плюс воспитательный эффект для несознательных избирателей.

"Благонадежным" фракциям было предложено собрать со своих депутатов поправки и предоставить их правительству, чтобы оно внесло их уже как свои, правительственные поправки. А членам парламентского меньшинства останется только наблюдать, как парламентское большинство с удовлетворением "обнаружит", что предложения правительства полностью соответствуют его, большинства, пожеланиям. Еще бы - сами же собирали и передавали. Но это был лишь идеальный план, который придавал так много уверенности волшебному голосу министра финансов г-на Кудрина в последнее время. Потому что министр финансов чуствовал себя самым хитроумным политиком и даже в чем-то похожим на президента.

Но количество поправок, а особенно - количество рублей, которые содержали эти поправки, подаваемые всеми благонадежными депутатами по принципу "проси больше - дадут что-нибудь", настолько превышало все мыслимые пределы и даже размер самого бюджета, что фракции были вынуждены поручить согласование этих цифр самым благонадежным из благонадежных.

Например, во фракциии "Народный депутат" самым благонадежным, и к тому же умеющим считать числа с многими нулями, оказался депутат В.Гальченко. В результате поданные поправки от "Народного депутата" содержали вполне разумные цифры - по нескольку миллионов рублей на округ, зато объекты, интересовавшие самого В.Гальченко и кое-кого из руководителей фракции должны были получить по нескольку сот миллионов рублей.

Аналогичная картина сложилась и в других благонамеренных фракциях.

Таким образом парламентское большинство в большинстве своем получило ничуть не больше, чем меньшинство.

Теперь те же депутаты, но уже заседающие не во фракциях, а на парламентских комитетах получат для обсуждения поправки, внесенные от их имени правительством. В котором правительстве г-н Кудрин вполне уверен, что удовлетворил потребности парламентского большинства.

Увы, энергичные молодые люди из кремлевских коридоров не учли, что опорой нынешнего режима является жуликоватое существо, выбившееся в люди из мелких научных сотрудников. И как в сказке про Джельсомино, благонамеренный депутат переводится на обычный итальянский как мелкий мошенник. А джентльменские договоренности переводятся как "разведение лоха".

И бюджет придется еще раз согласовывать, причем с большинством, которое уже один раз "кинули".

Куратор Олег Артюков
Олег Артюков — журналист, обозреватель отдела политики Правды.Ру *
Темы школа
Обсудить