Протестуй, а то проиграешь?

На минувшей неделе в Москве дракой с милицией закончилась очередная акция против точечной застройки. Союз коммунистической молодежи (СКМ) утверждает, что в ходе разгона пикета активистке движения сломали нос и руку. Всего в попытке блокировать ворота стройплощадки на улице Маршала Бирюзова участвовали несколько движений – молодежные организаций СКМ, Авангард коммунистической молодежи (АКМ), анархисты из «Автономного действия», демократы партии «Яблоко». Здесь же с мегафоном присутствовал депутат-яблочник Сергей Митрохин . Позже они с главой АКМ Сергеем Удальцовым пытались повалить строительный забор. Местные жители так и не поняли, кто были эти люди и откуда они появились. Хоть за поддержку – с определенными, впрочем, оговорками, благодарны.

Охранник стройплощадки – вопреки ожиданиям, он дежурит у ворот в одиночку – неожиданно охотно рассказывает о случившемся. Да, была в четверг драка. Нет, не местные жители, молодежь. Для сотрудника ЧОП все предельно ясно – эта «гоп-компания» постоянно появляется у ворот охраняемых ими объектов, одни и те же лица. «Их за 500 рублей собирают, - говорит он. – Они потом у «Октябрьского поля» пиво пили, их видели».

Припомнить требования митингующих охранник затрудняется. «А что тут можно требовать?» - спрашивает он, кивая за спину.

Действительно, за забором виден практически готовый фундамент, стройка идет на этом месте явно не первый месяц.

Собственно, и о «точечной застройке» говорить здесь не совсем верно. Сразу за жилыми домами расположен лесопарк, «Сосновая роща на Бюрюзова», как поясняют местные жители. Она отделяет постройки от проходящего метрах в трехстах забора Курчатовского института. У границ лесопарка и возводится новое 30-этажное здание. Рядом стоят нетронутая детская площадка, хоккейная коробка. На вопрос о том, что было раньше на месте стройки, жители поясняют – гаражи. И ремонтная мастерская СУ-55.

«Мы их не звали…»

Жильцов ближайшего к стройплощадке 1-го подъезда дома 41 понять можно. Их окна от трехметрового железного забора отделает метров 10. Впрочем, жительница подъезда Маргарита Николаевна уверена, что митингами и потасовками дело не решить.

- Такие вопросы надо решать по-другому, - уверена она. – Нужно ставить вопрос перед правительством Москвы, серьезно решать. Вот говорят, что из-за этого строительства наш дом может обвалиться. Нужно приглашать комиссию, решать. А протесты я не поддерживаю. Все эти группы молодежные… Что, требовать, чтобы обратно песок привезли и засыпали тут все?

- Тут почему все поднялись? – поясняет Маргарита Николаевна, - Бетономешалки потоком шли, такое количество! Все этими машинами было перегорожено, пыль, шум…

Впрочем, Маргарита Николаевна признается, что не до конца в курсе происходящего. «Было собрание, что-то говорили, вроде в прессе читала, что у них документов на строительство нет…»

- Протесты здесь проходят давно, - поясняет ее соседка Надежда Панина. – Но с политическими партиями наши не контактировали. Я, правда, не на все акции хожу, но эту вот молодежь видела во второй раз. Приходили, раздавали газеты, мне газеты дали -  «Справедливую Россию», «Правду», еще какую-то – «боевую», не помню названия.

- Но мы их не звали, мы даже, когда в четверг все было, в сторонку отошли, - продолжает Надежда Панина. - У них призывы были такие, несколько даже провокационные – пойти к воротам, перекрыть…. Тут ведь в чем дело,– нам не партии нужны, а чтобы стройки не было. Ну, некоторые радовались, конечно, что вот, пришли нас подержать, молодцы…

Партийно-предвыборная борьба с застройщиком

Ясность вносит председатель объединенного домкома окрестных домов Геннадий Анатолиевич Усов. Конфликт местных жителей с застройщиками продолжается с 2004 года, говорит он, когда площадку, на которой были капитальные гаражи, вдруг отдали под строительство.

Гаражи находились в частной собственности. Первая попытка их просто снести – в апреле 2004 года – подняла жителей домов. «Люди буквально под технику ложились», - говорит Усов. Затем суд первой инстанции признал собственность на гаражи незаконной, Мосгорсуд отменил это решение. По итогам судебной тяжбы застройщик решил выкупить гаражи у местных жителей. «Я сумм, конечно, не знаю, но говорят – предлагали от 4 до 10 тысяч долларов за гараж», - говорит председатель домкома.

Вновь конфликт разгорелся в начале 2007 года, когда под снос на месте будущей стройплощадки, по словам Усова, пошли как выкупленные гаражи, так и те, что оставались в собственности жильцов. «Приехала техника, милиция, охрана стройки, мордовороты… Никто не ожидал такого беспредела, - рассказывает он. – Пытались ли протестовать? А что тут протестовать, когда тут 20 охранников этих»

«Нет, устраивали, конечно, пикеты, и у префектуры, и здесь. Потом уже пытались перекрыть дорогу на стройку, случилась драка, охрана избивала людей. Сейчас возбуждены уголовные дела».

Политические партии, по словам Усова, появились на месте строительства, когда началось рытье котлована – в апреле месяце нынешнего года. Приезжал Митрохин от «Яблока», Никитин от КПРФ . Впрочем, председатель домкома не тешит себя иллюзиями: «Период у нас сейчас своеобразный, выборы, каждый хочет засветиться. Ну а мы, как говорится, всем кто за нас – рады». Появившаяся у ворот стройки молодежь – это АКМ, считает Усов.

С председателем домкома тут же вступает в спор подошедшая местная жительница Зоя Сытник. По ее мнению, это были студенты московских ВУЗов, которых позвали поддержать акцию протеста их друзья, живущие в окрестных домах. Впрочем, она не исключает и участие АКМ: «В домах, наверное, живут ребята из АКМ, они и позвали своих товарищей».

Строительство как экологическая катастрофа

Жители прилегающих к стройке домов четко делятся на тех, кто не знает всех подробностей об акциях протеста, и на активистов, ведущих борьбу с застройщиком. От последних можно узнать о том, что под многоэтажкой проходит геологический разлом - это подтвердили независимые экологи. 30-этажное здание с подземной парковкой может просто рухнуть.

Последствия обрушения затронут находящийся в опасной близости Курчатовкий институт и - в 5 километрах - Институт вирусологии. Это чревато «радиационно-биологической катастрофой, по сравнению с которой чернобыльская авария покажется детской шалостью».

Активисты возмущены стоящим над стройкой непрерывным шумом. Затишье, которое увидели журналисты, они объясняют повышенным вниманием к стройке со стороны СМИ. Они уверяют, что строители-гастарбайтеры, которые живут за забором семьями, даже когда не работают - умышленно стучат железом по металлическим трубам.

Они четко формулируют свои цели – остановить строительство. На любой стадии. Создается впечатление, что они готовы требовать даже демонтажа уже отстроенного дома. «Завтра у нас будет еще один народный сход, - говорит Зоя Сытник. – Мы снова готовы заблокировать ворота стройплощадки».

Присоединятся ли к жителям активисты политических партий – пока неизвестно.

Автор Олег Артюков
Олег Артюков — журналист, обозреватель отдела политики Правды.Ру *
Обсудить