Кто финансирует "партию Касьянова"?

Уверенность, с которой Михаил Касьянов обещает осенью преобразовать свое движение в партию, говорит о том, что деньги на это у него есть. По мнению известного политтехнолога Андрея Богданова, только на этапе регистрации партии Касьянову и его команде понадобится 10-12 миллионов долларов.

Эти деньги необходимы для быстрого выполнения условий закона "О политических партиях" в плане численности как членов, так и региональных отделений. О том, что в касьяновскую партию "Народ за демократию и справедливость" будут нанимать за деньги, с поразительным простодушием говорится на официальном сайте самого экс-премьера его же устами: "Набрать 50-60 тысяч членов - для нас не проблема". Обратите внимание - не привлечь, а набрать. Как набирают массовку на "Мосфильме".

Когда Касьянов сообщил о преобразовании РНДС в "Народ за демократию и справедливость", журналисты сразу спросили, откуда возьмутся деньги на столь дорогостоящий проект. Не моргнув глазом, Михаил Михайлович сообщил, что его финансирует средний бизнес в регионах на условиях анонимности. В эту версию не верится совершенно. Во-первых, с какой стати средний бизнес будет давать деньги политику, чей рейтинг сегодня минимален, а перспективы предельно неясны? Да и не в традициях наших предпринимателей вкладывать средства в полуабстрактные проекты с отдаленными обещаниями.

Во-вторых, в руководство касьяновского РНДС безо всякой анонимности входят брянский строительный бизнесмен Пушко и калининградский "король общепита" Лопата, которые не привели пока никаких доказательств, что их дело как-то пострадало из-за публичной поддержки Касьянова.

Гораздо более правдоподобной выглядит версия, что первоначальную раскрутку своего движения, а теперь и партии, Касьянов делает за счет "собственных средств", предусмотрительно аккумулированных им в последние годы своего премьерства. Здесь вновь возникает фигура его ближайшего, но предпочитающего держаться в тени друга Владимира Чернухина - бывшего заместителя министра финансов и бывшего же председателя правления Внешэкономбанка.

В октябре прошлого года Владимир Чернухин поразил западный мир уникальной сделкой. Он за 72 миллиона фунтов стерлингов приобрел одно из шикарнейших офисных зданий лондонского Сити - центральный офис банка "Midland Bank". А предыдущий владелец купил это здание за полгода до этого дешевле на 32 миллиона фунтов стерлингов - всего за 40 миллионов. То, каким образом недвижимость, в которой сменились разве что лампочки в туалетах, так небывало возросла в цене, изрядно поразило английскую печать. Писали об этой странной сделке и ее подоплеке и мы.

Тогда никаких комментариев о произошедшем Касьянов не дал. А сейчас, отвечая во время интернет-конференции на сайте "Новой газеты" на вопрос о Владимире Чернухине, экс-премьер быстро свернул тему, ответив, что знает Чернухина как бывшего заместителя министра финансов и "очень квалифицированного специалиста". "Сегодня он занимается бизнесом, что предполагает приобретение недвижимости", - невнятно ответил Касьянов. О работе Чернухина в руководстве Внешэкономбанка он якобы начисто забыл.

Отшибло память у Касьянова неслучайно. Именно экс-премьер в июне 2002 года переместил господина Чернухина из чиновничьего кресла в кабинет председателя правления Внешэкономбанка. И тогда же при содействии Касьянова и тогдашнего председателя Пенсионного фонда Зурабова этот банк фактически, как писал финансовый журнал "Компания", монополизировал пенсионные деньги, то есть стал государственной управляющей компанией, которой достались счета 97 процентов россиян, подпадающих под пенсионную реформу.

Ушел из Внешэкономбанка Чернухин вскоре вслед за отставкой Касьянова. А уже в конце 2004 года, когда экс-премьер начал обозначать свои политические амбиции, на ряде интернет-ресурсов появилась информация, что именно Чернухину поручено быть этаким держателем "касьяновского общака". Еще одна любопытная деталь. На недавнем съезде РНДС в гостинице "Космос" восхвалявший Касьянова Борис Немцов вдруг сказал: "Один есть у него недостаток - уж больно Зурабова любит". Зал онемел, а сам Касьянов сидел с каменным лицом.

Так что лондонская сделка, по мнению экспертов, вполне могла быть подготовительным этапом для создания первоначальной финансовой базы самостоятельного касьяновского проекта. Именно такую точку зрения высказал еще в декабре прошлого года "Правде.Ру" признанный специалист в этой сфере вице-президент Российской академии геополитических проблем Леонид Ивашов: "Покупка недвижимости с откровенной переплатой, последующим обналичиванием и возвращением денег для использования в политических целях - привычная схема для российского и западного криминального бизнеса. Конечно, 32 миллиона фунтов стерлингов для предвыборного проекта "Касьянов" мало - там будут работать сотни миллионов долларов и фунтов. Но сейчас, чтобы дать разгон Касьянову как самостоятельному политическому проекту, такие деньги очень кстати".

Похоже, что теперь Касьянову даны четкие гарантии и на западное долгосрочное финасирование. С самого начала своей нынешней карьеры экс-премьер декларировал полную приверженность "ценностям западной демократии" и свое желание "включить Россию" в цивилизованный мир, под которым понимается исключительно западная модель государственного устройства и межгосударственных отношений под руководством США . Крайне благосклонно там отнеслись и к обещаниям встроить Россию в систему "мировой энергетической безопасности", под которой опять же следует понимать подчинение наших сырьевых ресурсов долгосрочным интересам западной экономики. Специально под Касьянова год назад затевались всякого рода международные конференции и семинары (в Брюсселе, Берлине, Лондоне), на которых экс-премьер клялся в случае прихода к власти установить "справедливую" цену на российскую нефть - 20-25 долларов за баррель.

Однако опираться в основном на Касьянова Запад в 2006 году не решился. Под наблюдением заместителей госсекретаря США и ряда западных послов был запущен проект "объединенной оппозиции" " Другая Россия ", где Касьянову отводилась роль одного из модераторов, причем не главного - функцию последнего на себя взял Гарри Каспаров . К апрелю 2007 года зарубежным спонсорам "другороссов" стало ясно, что их затея создать из "Другой России" под водительством Каспарова серьезную оппозицию с международным авторитетом полностью провалилась.

Истерические хождения групп маргинального вида граждан, которых с каждым "маршем несогласных" становилось все меньше, не могли дать даже нормальной картинки для иностранных телекомпаний. Стало очевидно, что абсолютное большинство россиян относится к "несогласным" либо равнодушно, либо как к быстро надоедающим клоунам.

Нарезки с " маршей несогласных ", срочно вмонтированные в провокационный фильм о "деле Литвиненко ", показанный на последнем Каннском фестивале, произвели удручающее впечатление. Западный обыватель, он же налогоплательщик, которому, как показали итоги выборов во Франции, надоели собственные маргиналы-"несогласные" на улицах и который ныне ставит общественный порядок выше всяких эфемерных "свобод", может задаться вопросом: какого рожна он должен за свой счет содержать сомнительных политических авантюристов в России?

В такой ситуации и было, скорее всего, принято решение о долгосрочной финансовой и прочей поддержке самостоятельного проекта "Касьянов" как наиболее прозападно ориентированной части т.н."системной оппозиции". Иными словами, Касьянову было предложено отказаться от сотрудничества с Каспаровым и Лимоновым на нынешних условиях и создать политическую партию с ориентацией, прежде всего, на выборы 2011-2012 годов.

Кардинальное изменение взглядов Касьянова видно все в той же интернет-конференции в "Новой газете". Еще в начале года экс-премьер не раз стращал публику прогнозами, что Россия "беременнареволюцией", что доведенные властью массы могут выйти на улицы и так далее. Теперь же он отрицает возможность революционных потрясений и даже говорит об их нежелательности.

Еще официально не создав партии, Касьянов продекларировал, что видит ее частью системной оппозиции. Более того, полагает, что его "Народ за демократию и справдливость" может стать объединяющим центром, вокруг которого сплотятся " Союз правых сил ", " Яблоко " и т.н. "республиканцы" Владимира Рыжкова . Подобные заявления делаются явно в расчете на думские выборы 2011 года. Касьянов, очевидно, полагает, что ни СПС, ни "Яблоко" в Госдуму на выборах 2007 года не пройдут. Это же прогнозирует по июльским опросам и "Левада-центр" - за партию Явлинского готовы проголосовать 5 процентов избирателей, за либералов - 3 процента. После фиаско в декабре, по расчетам экс-премьера, "старым правым" ничего не останется как примкнуть к его новой партии.

Такие прогнозы и заявления могут делаться только при условии уже полученных гарантий на постоянные вливания десятков и сотен миллионов долларов в касьяновский проект. Когда же Михаил Михайлович получил окончательное "добро" на организационный разрыв с "Другой Россией" и "свою игру"? Формально это было продекларировано на июльской конференции "Другой России", куда Касьянов не явился, заявив, что форум Каспарова-Лимонова-Удальцова в нынешнем виде себя исчерпал. Определенные публичные трения между Касьяновым и Каспаровым, особенно в плане единого кандидата в президенты от оппозиции на выборах 2008 года, были и на съезде касьяновского движения за месяц до этого. Но на самом деле фактический и очевидный разрыв произошел 18 мая во время "марша несогласных" в Самаре, о чем "Правда.Ру" сообщила первой.

Михаил Касьянов не просто отказался участвовать в самарской акции "Другой России", но и сказал, что ему не стоит участовать в "локальных "маршах". Эти слова стали оскорблением для Гарри Каспарова. Самарский "марш несогласных", проведенный в дни саммита Россия-ЕС, был для "Другой России" знаковой акцией. Сама немецкий канцлер Ангела Меркель на пресс-конференции волновалась о возможности господ Каспарова и Лимонова свободно выражать свой протест. Ей очень хотелось добавить фамилию Касьянова, но увы...

А Михаил Михайлович в эти дни совершил внеплановый и окутанный тайной визит в Санкт-Петербург - в отличие от других поездок Касьянова на его сайте фотографий с этого мероприятия нет. Не без труда намудалось узнать у личного пресс-секретаря экс-премьера Татьяны Разбаш, что во время питерской поездки Касьянов имел "очень интересные встречи" в "Берлинском пресс-клубе" - практически закрытой организации, мероприятия которой любят посещать не только западные журналисты, но и дипломаты. Скорее всего, именно там Касьянов и получил окончательные гарантии.

Эту версию подтверждает тот факт, что сразу после возвращения из Санкт-Петербурга Касьянов и его пиар-советница Елена Дикун заявили, что "марши несогласных" до осени проводить не следует, а потом их стоит серьезно готовить раз в два-три месяца. Мы сразу же пришли к выводу, что Михаил Михайлович решил подмять бренд "маршей несогласных" под себя, полностью отодвинуть от этого дела Каспарова, Лимонова и иже с ними и выступать в качестве единоличного организатора.

Так оно и оказалось. На сайтах Касьянова и РНДС объявлено о проведении "марша несогласных" в Москве 7 октября. Организатор упомянут один - касьяновский РНДС. Попытки Каспарова и Лимонова представить это как "возвращение дорогого Михал Михалыча" в объятия "Другой России" выглядят наивно и смешно. Запад сделал выбор, кто будет в ближайшие четыре-пять лет сидеть на его хорошо откормленном Боливаре. Остальным остается либо подчиниться этому выбору, либо окончательно маргинализироваться.

Автор Олег Артюков
Олег Артюков — журналист, обозреватель отдела политики Правды.Ру *
Обсудить